Читаешь послужной список нынешнего министра культуры и не перестаешь удивляться: когда он все успел? Кроме того, что он артист и начинал работать виолончелистом, он еще – и доктор искусствоведения, профессор, доктор философии, автор песен, маршей, гимнов и вальсов…
Практически все философские школы признают – творчество возможно только при личной свободе человека. Этому учил сам Арыстанбек Мухамедиулы своих студентов в бытность ректором Национальной академии искусств имени Жургенова. Вот что он говорил в апреле 2013-го:
– У нас даже наших соотечественников, которые могут создать шедевры, стараются ограничить. Создали конфликтную ситуацию с Тимуром Бекмамбетовым. Кто кому нужен – он нам или мы ему? Жаль, что таким талантливым у нас не дают дорогу.
Но в марте 2014 года ректор стал министром культуры, а в августе – уже министром культуры и спорта. А в сентябре он выдвинул инициативу – о создании художественных советов, то есть органа контроля:
– Первый шаг, который мы хотим предпринять, – создать художественные советы. Конечно, функции исполнения остаются за местными исполнительными органами, то есть содержание театра и так далее. На художественном совете мы хотим учреждать репертуарную политику, кадровое обеспечение, гастрольную деятельность.
А что это как не инструмент давления на те же театры?!
Другая спорная затея – строительство национального пантеона, дабы почтить память людей, которые внесли огромный вклад в развитие Казахстана. Сегодня разрабатывается концепция пантеона, решается вопрос, кто заслуживает в нем покоиться. Все это, понятное дело, подразумевает траты из бюджета. И это в наше-то кризисное время.
– Мы достигли такого уровня, когда обязаны строить национальный пантеон, потому что он является основой деятельности в области человеческих отношений, – убеждал Мухамедиулы.
Однако по долгу службы даже министру культуры и спорта вменяется в обязанность думать о материальном и разрабатывать методы получения денег в бюджет. Арыстанбек Мухамедиулы продвигает законопроект о государственном регулировании лотерейной деятельности:
– Помимо налоговых обязательств законом предусматривается введение лотерейных отчислений в республиканский бюджет в размере 10 процентов. Этим законом четко обозначим, что 50 процентов поступлений направлено на призовой фонд. Участник лотереи, который проиграет, будет знать, что проиграл в интересах государства, что оттуда пойдут отчисления в социальную сферу.
Короче, так креативно о пользе поражений еще никто не говорил.
Наверное, главным итогом работы Мухамедиулы на посту министра можно признать концепцию культурной политики страны до 2030 года.
– Парадигма долгосрочной культурной политики ориентирована на обеспечение гражданам равных прав доступа к ценностям культуры, творческой реализации, реализации проектов по сохранению и развитию культурного наследия страны, – сказал министр в августе 2014 года.
Концепция должна была создать новые условия для финансирования театра, кино, музейного дела и заповедников. Но когда ее опубликовали, все оказалось не так красиво. С одной стороны, культура признана фундаментом жизни общества, но с другой – вопрос финансирования так и не был решен. При этом культура по концепции – это досуг и развлечения за деньги. Где уж тут говорить о высоком?
Отечественная культура представлена в документе больше как историческое наследие. В общем, такое впечатление, что концепция писалась, скорее, в Министерстве национальной экономики с его увлечениями кластерами и государственно-частным партнерством, нежели в Министерстве культуры.
Алматы