Культура вразнос

Вкратце фабула. На прошлой и этой неделе состоялись первые судебные заседания, где ответчиками выступают сотрудники одного из храмов казахстанской культуры. Нынешний директор Казгосфилармонии Мухтар УТЕУОВ подал в суд на 13 своих подчиненных, считая, что они оскорбляют его честь, достоинство и деловую репутацию, – то служебные записки министру пишут, то открытые письма в Интернете.

Как оказалось, у музыкантов (или сочувствующих им) стало популярно обращаться “на блог министру”. Это раньше писали “на деревню дедушке”. А теперь артисты оркестров не только со смычками и нотами управляться умеют.

Нынешний директор филармонии не оставил без внимания потоки гнева, уплывшие в бескрайние просторы Всемирной паутины. Тем более таких “сообщений” за последние пару лет накопилось немало. И в свою очередь направился уже по другому адресу – город Алматы, улица Куанышбаева, дом 44а. Именно здесь находится районный суд № 2 Ауэзовского района южной и, как водится, культурной, столицы Казахстана.

Что же должно было произойти, если начальнику от культуры приходится искать защиты от своих подчиненных в суде? То ли они такие сплошь некультурные, то ли несговорчивые, то ли просто анархически настроенные?

Теперь погрузимся немного в историю взаимоотношений сотрудников и руководителей филармонии. Это не первый “бунт” коллективов по отношению к начальству. Ее прежний руководитель Аян УРАЗГАЛИЕВ потерял свою должность в 2010‑м, после того как появилось коллективное письмо от членов сразу двух вверенных ему коллективов: оркестра “Отрар сазы” и хоровой капеллы. Финпол учинил проверку, и в итоге суд назвал Уразгалиева виновным в хищении бюджетных средств на сумму свыше 100 миллионов тенге. Вместе с ним “полетел” и бывший руководитель филармониии. В его деятельности суд установил “злоупотребления служебными полномочиями” на 50 миллионов. За что каждый из руководителей получил по пять с половиной лет. Условно.

Интересно, что до них филармония была в ведении все того же Мухтара Утеуова. И покинул он ее стены тоже не от хорошей жизни. Фактически его подтолкнули к этому подчиненные, обвинившие начальника в нечистоплотности и некомпетентности.

И хотя в нынешних своих обращениях оппоненты директора вспоминают его не самый симпатичный уход, фактически о каких-либо постановлениях суда в его адрес неизвестно. Вот с этим и не согласен директор – что без суда и следствия его пытаются обвинить.

В своем обращении в суд он апеллирует сразу к нескольким документам. Например, к открытому письму на блоге министра культуры, опубликованному в октябре прошлого года. Под ним подписались 38 участников Государственного симфонического оркестра. По их мнению, директор своевольничает, не считаясь ни с рядовыми сотрудниками, ни с руководителями коллективов, и сводит счеты с несимпатичными ему людьми.

Также порочащей свою честь Мухтар Утеуов посчитал служебную записку, написанную в 2011 году и адресованную председателю Комитета культуры. Ее составляли заместители директора, сообщившие свое видение происходящего в филармонии. Подписались под запиской еще 17 работников.

Но, пожалуй, самым скандальным является текст, появившийся 17 февраля 2011 года в блогах Премьер-министра и министра культуры и информации. В нем директору филармонии досталось по полной программе. В частности, в приведенном стихотворении эпитеты в адрес шефа были, мягко говоря, некультурными, а если проще – то откровенно оскорбительными. Однако ответчики уверяют, что не знают, кто опубликовал это письмо, и сами называют его оскорбительным. Особенно любопытно, что авторство “поэтической части” приписывают нынешней соратнице директора. Эти строки родились более десяти лет назад, а с тех пор автор пересмотрела свои взгляды на деятельность начальника.

От себя можем предположить, что это письмо опубликовал либо кто-то из самых-самых обиженных, либо кто-то, кто хочет подставить лагерь “несогласных”.

Сейчас ответчики дают показания в суде. Музыканты в недоумении: под октябрьским обращением подписались 38 человек, под служебной запиской 2011 года – 20, но вот к ответу призваны всего 13. К тому же пара человек из этого числа в силу разных обстоятельств пошли “в отказ”. То есть извинились перед шефом…

Но оставшиеся не сдаются. Тем более что в суде прозвучали новые заявления – мол, по указанию директора несколько оркестрантов были направлены в Турцию для участия в мероприятии, никак не обозначенном в планах филармонии. Говорится, что им не платили за это суточных, также в этот коллектив попали люди, не являющиеся сотрудниками этого учреждения культуры. В этом факте еще предстоит разобраться судье.

Кстати, на этом интернет-творчество сотрудников Казгосфилармонии не закончилось. Поддержать нынешнего директора сразу двумя письмами решили артисты Государственного духового оркестра, а также группа людей, подписавшаяся “Артисты филармонии”. Их обращения появились в блоге министра практически одновременно – 19 декабря прошлого года. В них осуждаются “кляузы” и “нервозная обстановка”, создаваемая некоторыми коллегами. Подписали письма соответственно 50 и 131 человек.

…Признаться, автор этих строк, как и многие его знакомые, последние несколько лет практически перестал посещать концерты в Казгосфилармонии, куда привык ходить буквально со школьных лет. Привычка интересоваться делами одного из главнейших институтов музыкальной культуры Казахстана пропала. Череда неурядиц и скандалов подорвала авторитет этого учреждения.

И все это поднимает, пожалуй, главные вопросы. Какую, вообще, культуру организации типа филармонии сейчас несут в массы? Не устарели ли они? Не пора ли пересмотреть всю эту систему, доставшуюся нам от советских времен? Да и кому есть до всего этого дело?