К примеру, в США, $40 млрд. ежегодно инвестируемых в обучение персонала, приносят прибыль в $1428,5 млрд. То есть прибыльность переподготовки кадров составляет 3700%.
Хотим все знать
По мнению ученых, 65% национального богатства в современном мире составляет человеческий капитал. Но в силу своей природы человеческий капитал в масштабах страны окупается медленнее, чем производственный или торговый – за 12-20 лет.
Знания, умения и профессиональные навыки – главные ориентиры современной системы образования Казахстана. Цифровые технологии в этой сфере сегодня играют все возрастающую роль.
По информации главы министерства образования и науки (МОН) РК Ерлана Сагадиева, на сегодняшний день электронная система образования РК развивается по трем основным направлениям: цифровизация процесса образования, цифровой образовательный контент и цифровизация управления образованием.
Что же из этого уже работает? По первой части - для автоматизации учебного процесса в школах используется система электронных журналов. Причем в школах, уже внедривших электронные журналы, отменят использование бумажных. По мнению разработчиков, это прекратит дублирование и существенно сократит отчетность, которая во все времена остается главной головной болью педагогов и пожирателем их времени.
На следующем уровне обучения действует «Единая система управления высшим образованием» - это достигается с помощью интеграции информационных систем казахстанских вузов. Она позволяет в режиме-онлайн видеть актуальные данные по статусу каждого студента.
Что же касается науки, то в этой сфере цифровизированы подача заявок на все научные гранты, прием отчетов, учет статей и база электронных адресов.
Новости по цифровому образовательный контенту - в средних школ внедрены 80 тысяч видеофильмов и интерактивных уроков на трех языках (казахском, русском, английском), которые помогают учителю вести урок на более высоком уровне. В этом году доступ к указанным цифровым ресурсам получили 7 082 школы.
Причем, электронные помощники доступны педагогам как в онлайн, так и оффлайн режимах. На практике это выглядит так: учитель-предметник берет видеоматериал и во время урока включает его для объяснения или закрепления учебного материала. Таким образом решается проблема поиска дополнительных материалов к урокам. Особенно актуально это для сельских педагогов - цифровизация позволяет серьёзно снизить существующий, что там скрывать, большой разрыв между возможностями городских и сельских школ.
Третье направление — цифровизация управления образованием, предусматривает создание единой системы управлением -она будет включать создание Big Data на основе всех образовательных баз данных.
Большая перемена
Эксперты отмечают, что цифровизация Казахстана заметно опережает существующую систему требований производства к профессиям на рынке труда. Такая диспропорция может привести к подготовке уже не востребованных кадров и высвобождению людей по «умирающим» профессиям. Поэтому правительством РК ставится задача полностью пересмотреть содержание всех уровней образования через развитие цифровых навыков.
Безусловно, эффективная цифровизация невозможна без развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Прежде всего это касается доступности быстрого или широкополосного интернета (ШПД) - прерогатива министерства информации и коммуникаций (МИК) РК.
Технические возможности нашей страны на сегодня таковы - пользователями интернет являются 72,9% населения, компьютерная грамотность – 77%. Доступом к мобильной связи 4G обеспечены Астана, Алматы, все областные центры, а также населенные пункты с численностью населения от 50 тысяч и выше – свыше 70% населения РК. До конца этого года сигналом 4G планируется обеспечить все районные центры. Полностью доступом к ШПД к 2025 году будут обеспечены даже отделённые села.
В рамках Программы МОН РК предусматривается реализация восьми мероприятий для подготовки специалистов ИКТ для различных отраслей экономики. Это поможет установить обратную связь между системой образования и работодателями, а также повысит роль учебных заведений в экономическом развитии страны.
МИК совместно с МОН ведутся работы по переводу информационных систем МОН на виртуальные серверы. Стоит отметить, что сейчас в мире популярно использование в образовании технологии STEM. Главное место в STEM (аббревиатура от Science — естественные науки, Technology — технологии, Engineering — инжиниринг, проектирование, дизайн, Mathematics — математика) отводится практике, соединяющей разрозненные естественно-научные знания в единое целое, поясняет сайт
В ее основе - инженерный подход к изобретению. Причем в процессе решения задачи ученику или студенту, приходится использовать свои знания по нескольким дисциплинам.
Важно, что технология STEM удачно дополняет школьное образование по техническим предметам, помогает в понимании сути предмета и его применения в практической сфере. Этот метод зародился в конце 90-х в США, и сегодня он внедряется на государственном уровне в странах, ориентированных на выращивание собственной научно-технической элиты.
Как сообщается в госпрограмме «Цифровой Казахстан», на текущий момент министерство образования и науки РК уже внедряет ряд инициатив. Так, в 3-4 классах преподается предмет «Информационно-коммуникационные технологии», формирующий общие знания работы с современными ИКТ.
Кроме того, функционируют около 400 кружков по робототехнике, обучающих общим основам программирования в рамках этой отрасли.
При этом правительством РК ставится задача пересмотра содержания среднего образования через развитие креативного мышления и технических навыков.
В техническом и профессиональном, высшем, послевузовском образовании на базе трех специальностей внедрен предмет «Информационно- коммуникационные технологии», формирующий у студентов базовые знания использования ИКТ на практике в рамках выбранной профессии.
И все же на сегодняшний день в экономике страны очевиден дефицит в специалистах по ИКТ, имеющих профессиональные знания, умения и навыки в выбранной профессии. Казахстан, можно сказать, еще только в начале этого пути.
Как известно, интернет-экономика растет со скоростью до 25% в год в развивающихся странах, при этом ни один сектор экономики не может с ней сравниться. Построить экономику, основанную преимущественно на продаже интеллектуальных продуктов - мечта большинства государств. Но только благодаря опережающему развитию образования и науки, экономика Казахстана может стать интеллектуальной, а интеллект нации – рентабельным.
И цифровые технологии – самый быстрый путь к достижению этой амбициозной цели.
Марк Анин