Кукольная сказка

Современное поколение детей разительно отличается от предыдущих – у них “высокотехнологичные” игрушки и подобные игрушкам интересы: компьютеры, PSP, анимационные сериалы и многое другое. Но, как оказалось, дети все еще ходят, пусть и с подачи своих родителей или бабушек и дедушек, на кукольные спектакли. И пусть в зале легко найдутся свободные места, а сами зрители во время спектакля потягивают колу или шелестят обертками от чупа-чупсов, но контакт между актерами и детьми есть, что хоть отчасти радует.

Театр кукол может быть не только детским, но и взрослым. К сожалению, казахстанский зритель мало знаком с последней категорией, потому и приходится взрослым любителям особенного театрального искусства посещать спектакли для детей, заодно захватив с собой отпрыска или юного родственника. Куклы – эти неживые тряпички – могут творить настоящие чудеса, вознося маленького зрителя до беспредельных высот его фантазии, а зрелому человеку напомнить, что в мире еще много хороших, светлых поводов для улыбки. В итоге в долгу не остается никто – ни зритель, ни актер.

Московский театр ку­­кол имени С. В. Образ­­цова славится своими традициями. Они сохранены во всем – в самих куклах, декорациях, манере игры. Премьера спектакля “Кот в сапогах” состоялась в Москве еще в 1966 году – тогда зритель впервые увидел тех кукол, которые играют в спектакле и сегодня. Правда, у каждой куклы есть двойник, причем не один. К примеру, роль Кота в сапогах в течение всего спектакля играют по очереди четыре куклы. И уже 30 лет Кота озвучивает заслуженный артист России Юрий Калинников.

– За 30 лет моей работы в театре на гастролях в Казах­стане я уже в пятый раз, – говорит Юрий Германович. – В этом году нам приходится работать в сложных условиях – играем спектакли в филармонии, где специфическая акустика. Пришлось на сцену поставить два микрофона, чтобы зрителям было слышно, но ситуацию это не спасает, все равно играем, как в бочке. А если детям плохо слышно, что происходит на сцене, они начинают шуметь и отвлекаться. Но мы приспосабливаемся.

– Как принял вас казахстанский зритель?

– Думаю, этот вопрос лучше переадресовать вам – если вам было интересно смотреть наш спектакль, значит, зритель принял нас хорошо.

– Для меня в детстве поход в кукольный театр был привычным делом. Как современный маленький зритель относится к подобным постановкам?

– Сергей Владимирович Образцов болел душой за свое дело, благодаря ему в нашем театре есть свои традиции, свой зритель. В Москве зал заполнен всегда. Дети – зритель очень благодарный. С ними всегда интересно работать.

– Расскажите об особенностях работы с куклами.

– В старых спектаклях участвуют старые куклы. Например, с куклой Кота в сапогах я работаю уже 30 лет – с того самого дня, как начал работать в театре. А самой кукле почти 50 лет. Конечно, со временем куклы требуют реставрации – их ремонтируют, переодевают. Но не меняют. Конечно, ставятся у нас в театре и новые спектакли, для которых, естественно, делают новые куклы. Раньше мы ставили один новый спектакль раз в год, в два. Сейчас процесс ускорился. Но то, что было сделано раньше, превосходит все нововведения. Каждая новая роль – это огромная работа. К каждой кукле надо привыкать, нужно в нее душу вложить.

– После смены руководства внутри театра возникли некоторые сложности…

– Сложности не только возникли, они остаются до сих пор. Но я не хочу выносить сор из избы. Могу сказать лишь о том, что сложности у нас есть и на гастролях в Казахстане. У нас, у актеров, нет денег – нам не выплачивают суточные. Администрация отказалась. Очередное доказательство того, что актерская профессия требует самоотверженности. Так что, если вы потеряли веру в добро и в сказку, вам давно пора в театр кукол.

Юлия ГУСМАНОВА, Иван БЕСЕДИН (фото)