Куда утекают нефтедоллары?

На этот вопрос, и еще на ряд других, касающихся нефтедобывающей отрасли, попыталась ответить неправительственная организация Центр Сандж, совместно с Коалицией "Нефтяные доходы - под контроль общества!".
Не для нас
Еще на заре суверенитета в газетах частенько приводили мнения арабских шейхов, которые полагали, что мы их скоро догоним по уровню жизни. "У вас же есть нефть, - говорили они. - И у вас населения не так много. Всем должно хватить…" Прошло пятнадцать лет, а нам до Эмиратов и Саудовской Аравии, как до Китая пешком. Увы, достопочтимые шейхи не смогли оказаться пророками в чужом отечестве, поскольку умом не только Россию не понять, но и с Казахстаном не все просто. Почему так произошло, ведь уровень добычи нефти у нас немалый, да и населения, столько же сколько в Саудовской Аравии? Наверное, есть все-таки отличия в использовании национальных богатств и его отражении на народе.
Это, как говорят, у них там по рождению коренного жителя, в банке открывается счет на 10 000 долларов, процентами с которого он может пользоваться, а по совершеннолетию получить все, что смогло накопиться для последующей учебы или открытию бизнеса. Это там практически любой заезжий иностранец должен открывать свое дело, привлекая в соучредители местного жителя, делясь с ним доходами фирмы. Это там для своих граждан значительные преференции и возможность нанимать для тяжелой работы иноземцев. Причем платят последним так, что они не особо чувствуют себя ущемленными. Во всяком случае, не показывают вида, ибо желающих работать у "нефтяных" арабов много.
А что у нас? Традиционное гостеприимство сыграло недобрую шутку. Долгое время для иностранцев существовали крайне выгодные условия работы: налоговые послабления, дешевая рабочая сила, почти полное отсутствие обязательств по социальным моментам в нефтедобывающих регионах и в плане защиты экологии. И в результате, что мы имеем? Помогли получить неплохую прибыль нашим заморским и заокеанским партнерам, увеличили доходы своего государства, но какой ценой? Наши нефтедобывающие области уже сегодня становятся регионами экологического бедствия, а завтра могут стать и очагами социальной напряженности: из твоей земли выкачивают миллионы, а у тебя в ауле в двадцать первом веке, нет воды.
Затем нефтяников стали обязывать оказывать спонсорскую помощь каким-то социальным проектам, строить для народа. Но данные проекты и впрямь "какие-то", а для народа норовят выстроить именно "что-то", а не то, что действительно нужно. То ли компаниям все равно, что строить, лишь бы отделаться, то ли местные власти дают неправильные заказы. Некоторые объекты, например, вообще, словно для галочки, а на них тратится уйма денег, которым можно было бы найти гораздо более эффективное применение. Однако не будут же сами нефтяники ходить по региону и интересоваться - а чего бы вам тут построить? В идеале, конечно, недурственно, но по жизни - нереально. Да и не нужно, поскольку для чего тогда существуют местные органы власти?
А местная власть, по данным опросов, выходит, не вносит конструктивных предложений и не настаивает на выполнении более нужных для региона проектов. Отчего? Неужели (страшно подумать!) акимы и иже с ними не хотят, чтобы их регион процветал? Если да - тогда зачем такой аким? Если - нет, то может, стоит разобраться, что мешает, почему он не находит должное применение в своем регионе нефтедолларам. А может, существует третья причина, из-за которой нефтяные деньги словно уходят в песок и никто об этом особо не беспокоится? Тогда - здесь готов новый фронт работ для силовых структур.
Так или иначе, а пока, выходит так, что профилирующая добывающая отрасль страны существует как бы сама по себе, руководство в областях - отдельно, а население - как получится.
Лидеры и аутсайдеры
Участники проекта решили в этой связи выяснить, как освоение природных ресурсов сказывается на положении местного населения добывающих регионов и насколько устойчиво развитие общества на данных территориях. Для этого ими исследовалось четыре компонента:
" экономический - занятость, условия труда, инфраструктура, планирование и контроль;
" экологический - вопросы сохранности окружающей среды и здоровья населения;
" социальный - образование, здравоохранение, социальная поддержка и безопасность;
" прозрачность управления - понятность и достоверность информации, ее открытость и доступность.
Узнать решили непосредственно у народа. Как рассказала Жанар Жандосова член Коалиции и директор Центра Сандж, участники проекта опросили 1 230 человек, которые проживают вблизи добывающих предприятий. Им предложили оценить своих добывающих "соседей" по пятибалльной шкале, а заодно узнать и отношение к местной власти. Вот что из этого получилось.
По данным Коалиции, ни одна добывающая компания в глазах народа не заслужила пятибалльной отметки. Как, впрочем, и местная власть.
Больше двух баллов смогли набрать и стать лидерами рейтинга несколько компаний: "БогатырьАксесКомир", "ТенгизШевройл", "КазМунайГаз", "ЖайыкМунайГаз", Павлодарский нефтехимический завод.
"Двойки" и оценки чуть выше получили структуры местной власти в Павлодарской, Карагандинской (близ города) и Жамбылской областей.
"Лидерами" с конца списка или образно говоря, аутсайдерами, стали компании "Жайыкмунай", "СНПС-Актобемунайгаз", "Тургай Петролеум", "Конденсат" и корпорация "Казахмыс" (Жезказган).
Самый низкий рейтинг местных властей среди опрашиваемых, оказался в ЗКО, ЮКО и городах Жезказган и Сатпаев Карагандинской области.
Таким образом, сложилась пусть и субъективная (в какой-то степени) картина состояния дел с народным мнением относительно "флагманов капиталистического производства" в их регионах. А вот к чему приводит такое несколько "параллельное" существование бизнеса, власти и населения - люди из этих регионов говорят, что им с трудом хватает денег на питание, а на одежду и предметы первой необходимости средств вообще не остается. Таких, среди опрошенных: 20,7 % - в Павлодарской области, 22,2 % - вблизи Караганды, 23,9 % - в Атырауской области, 28,1 % - в Мангистауской областях и 36,7 % - в ЮКО.
Вот ведь какой парадокс получается - сидим на нефти и бедные. Причем живут бедные, получается в основном там, где добывается главное богатство страны. В цифрах это выглядит так (уже не субъективные данные Коалиции, а информация Агентства РК по статистике за 2007 год): если в среднем по областям республики уровень бедности составлял 12,7 %, то в Атырауской области - 13 %, Южно-Казахстанской - 14,3 %, Кызылординской - 24,6 % и Мангистауской - 26,9 %.
Что делать?
Поднимая такую важную тему, члены Коалиции предлагают сделать более доступной и достоверной информацию о работе добывающих компаний и местной власти, для чего предлагается создать в каждом регионе Общественные советы и не только на областном уровне, но и в районах. Кроме того, Коалиция "Нефтяные доходы под контроль общества!" против бедности" планирует повторить данное исследование в августе 2010 года, чтобы оценить изменения.
Без сомнения, Коалиция подняла очень острую и злободневную проблему. О необходимости ее решения говорится давно, вот только способы озвучиваются разные. Оппозиционеры вообще предлагали поступить с нефтедоходами по-большевистски: взять все и поделить между казахстанцами. Больше десяти тысяч тенге на каждого брата и сестру выходило... Предложение заманчивое, но нереализуемое: у нас слишком много "родственников" сразу обнаружилось бы у тех, кому доверили раздачу заветных "нефтетенге". Кроме того, списочное количество желающих получить "халяву", наверняка значительно бы превысило реальное число жителей нашей страны. Тут уже никакой своей нефти не хватило, пришлось бы, наверное, арабской доливать.
А вот почему не изучить зарубежный опыт, ведь иностранные нефтедобытчики работают не только на шельфе Казахстана? Как-то же они там, в дальних краях умудряются и за природой приглядывать, и местных не обижать, и свой интерес соблюдать. А то ведь у нас уже и до рукопашных схваток доходило, когда некоторые компании для чужеземных работников создавали, чуть ли не райские условия, а своим не могли устроить даже элементарных.
Надо провести мониторинг и выяснить, что в первую очередь необходимо сделать в том или ином добывающем регионе для того, чтобы кардинально и сразу улучшить жизнь людей - провести воду и свет, выстроить сельскую больницу, а не госпиталь с суперсовременным оборудованием, на котором некому работать. Надо поинтересоваться мнением населения, что нужно им сейчас для того, чтобы здесь лучше жилось, чтобы молодежь не уезжала.
И самое главное - добывающие структуры выкачивают сегодня из тех областей, где они работают, по сути дела, все их богатство. Что будет после того, как иссякнет нефть? Куда пойдут местные нефтяники? Чем займутся? Не лучше ли уже сейчас вместо того, чтобы как в известной истории - давать людям "рыбу", вручить им "удочки", чтобы они сами могли заработать на жизнь после того, как прекратятся нефтедобывающие работы?

Фото с сайта http://ceo.az