Куда прорываемся?

Проект по выпуску ферросплавов реализуется уже в течение пяти лет. Таразский металлургический завод, построенный в рамках Госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) и включенный в программу “30 корпоративных лидеров”, сегодня оказался на грани закрытия.

В этом на прошлой неделе, во время визита в регион министра индустрии и новых технологий Асета ИСЕКЕШЕВА, фактически признались руководители предприятия.

Жамбылцы и в самом деле встревожены не на шутку. По словам руководителя ТМЗ Айтбека РАХИМОВА, предприятию срочно нужно расширять сырьевую базу. Руда на месторождении Айткокше, которое передано в пользование заводу, нуждается в обогащении, а соответствующей технологии у завода нет. Да и этих запасов сырья в лучшем случае хватит лет на пять. А потом что делать?

Откровенно говоря, Таразскому металлургическому заводу нелегко будет получить в свое распоряжение другие источники сырья. Самые лакомые кусочки марганцевых месторождений уже распределены между другими казахстанскими компаниями. Более того, уже заговорили о том, что Министерство индустрии и новых технологий может отозвать лицензию на недропользование имеющимся месторождением.

Но даже если таразцам и выделят новые сырьевые базы, это еще не гарантия успеха. Завод благодаря модернизации двух печей увеличил выпуск продукции – с 12,2 тысячи тонн в 2010 году до 30,3 тысячи тонн в 2011-м. Но производство все равно остается убыточным.

– С самого начала данный проект вызывал опасения, – говорит экономист с многолетним стажем Светлана НАРУЧКИНА. – Дело не только в недостаточной сырьевой базе. Месторождений марганцевых руд поблизости нет, приходится пользоваться сырьем из Карагандинской области. А при высокой себестоимости продукции очень сложно конкурировать с другими заводами СНГ, которые уже заняли большую часть рынка. Тот же Актюбинский завод, входящий в транснациональную компанию “Казхром”, производит около 300 тысяч тонн ферросплавов в год…

Есть опасения и другого рода. Спрос на ферросплавы, используемые в сталелитейном производстве, в ближайшие годы может значительно снизиться. Ведь основные покупатели – автомобильные компании США, Европы и Японии – сокращают производство, закрывают свои заводы по всему миру.

В такой ситуации, по мнению экономиста, развивать данный проект представляется делом малоперспективным.

Между тем на сегодняшний день в проект вложено более 11,5 миллиарда тенге. Большая часть профинансирована из АО “Банк развития Казахстана”, которым на сто процентов владеет государство. А по заявлениям руководителей предприятия, для дальнейшего развития проекта требуется еще не менее 29 миллиардов тенге. Но получит ли страна отдачу от этих денег? Или они будут потрачены впустую?

Тараз