Двадцатипятилетний Маралбек – инвалид I группы. Парень лишился ноги еще в детстве, после несчастного случая. Выучился на юриста, но так и не смог найти работу по специальности. Городской центр занятости направил его на молодежную практику. Однако она вот-вот закончится, и что будет дальше, пока неизвестно: либо общественно оплачиваемая работа с зарплатой в 17 500 тенге, либо социальное рабочее место. Тут более высокая зарплата, в среднем 40 тысяч тенге.
По словам заведующей сектором городского отдела занятости и социальных программ Замзагуль НАГАШИБАЕВОЙ, в нынешнем году на социальные рабочие места были направлены
43 инвалида, на общественные работы – 36. Максимум, что им может предложить городской центр занятости, – работу сторожа, швеи, разнорабочего, парикмахера или уборщицы.
– В Актобе определены 30 предприятий, для которых установлена трехпроцентная квота. Но многие отказались принять на работу инвалидов, – рассказывает Замзагуль Нагашибаева. – Сегодня в Актобе постоянную работу имеют всего 92 инвалида. Тогда как квота предполагает наличие трехсот мест.
Не лучше ситуация и в районах.
– По данным областного департамента контроля и социальной защиты, у нас установлена квота для 430 предприятий и организаций, которые должны предоставить работу 1255 человекам с ограниченными физическими возможностями. На деле работают всего 643 человека. В то время как безработными в области остаются почти четыре тысячи инвалидов, – констатирует старший прокурор управления прокуратуры Актюбинской области Алмат КАЛЫМБЕТОВ, считая, что со стороны департамента нет должного контроля.
Впрочем, нежеланию работодателей есть объяснение. Инвалиды I и II групп должны работать по сокращенному графику, им должен предоставляться дополнительный трудовой отпуск до 15 дней.
– Штрафами и наказаниями мы не заставим работодателей принимать людей с ограниченными возможностями. Нужны другие меры. К примеру, выдача дотаций или снижение процентных ставок при выделении кредита. Тогда они сами начнут предлагать вакансии. На мой взгляд, можно воспользоваться практикой, внедренной в Германии. Организации, которые не желают по тем или иным причинам принимать на работу людей с ограниченными возможностями, выплачивают специальные взносы в целевые фонды, средства которых идут на создание рабочих мест для инвалидов, – говорит начальник отдела методологии и контроля медико-социальной экспертизы областного департамента контроля и социальной защиты Аскар УРДАБАЕВ.
Считается, что инвалид может работать только сторожем, вахтером или уборщиком. А ведь это не так! Люди с ограниченными возможностями могут быть такими же профессиональными юристами, экономистами, бухгалтерами, менеджерами там, где физический недостаток не помеха. Все, что им нужно, – помощь в поиске места работы. А проявить себя они сумеют.
Актобе