Почти два столетия подряд ученые пытаются отыскать следы исчезнувшей коллекции последнего хана казахской степи. Но все безрезультатно. Уникальные коллекции оружейной палаты хана Джангира остаются белым пятном в истории нашего государства. В музее истории Бокеевской орды Западно-Казахстанской области имеются документальные данные об открытии Оружейной палаты в 1827году в Ханской ставке. Джангир любил собирать оружие.
Его коллекция состояла из восточных ружей, пистолетов, саблей шашек, ятаганов, топориков, булав, кольчуг, щитов и шишаков, крытых серебряной и золотой чернью и украшенных дорогими камнями.
Как пишет, не раз бывавший в ставке хана, русский ученый С.Терещенко: "в числе саблей суть дарственные роду его от Царственного нашего дома, а именно: от императриц - Анны, Елисаветы и Екатерины второй, императоров - Павла и Александра Благославенного.
Между восточными ружьями хранится клинок сабли, похожей более на шашку, которая жалована царем Михаилом Федоровичем неизвестно кому из ханов".
Все оружие по определенной системе было развешано на дорогих коврах на стене. В комнате были и воинские доспехи, такие как кольчуги, налокотники, шлемы, которые помещались за стеклом узких, но высоких шкафов из красного дерева.
"Полное внимание мое остановила на себе оружейная, вспоминал ученый Евреинов.- В этой комнате не было ничего кроме развешанных по всем стенам плотно, от потолка до полу, оружий разных народов и времен, конских сбруй и других войнских доспехов. Многие из них были драгоценны по древности, добротности и украшающим их самоцветным камням. Джангир был любитель и знаток редкостей в этом роде и доставал их не щадя денег…"
Экскурсию по оружейной палате проводил лично сам хан. Она была его гордостью, и гости из дальних стран свое знакомство с ордой начинали с посещения оружейной палаты в сопровождении его хозяина, который рассказывал о подвигах своих предков, казахских батыров, об историческом пути развития казахского общества. Один раз в год - шестого декабря в день открытия мектеби (школы) хан устраивал посещение музея для учеников и их родителей в воспитательных целях.
В этот же день здесь бывали высокопоставленные вельможи из ханского окружения.
Гости из Западной Европы - немецкие ученые Гумбольт, Гебель, русские ученые Евреинов, Терещенко, Киттары, Ханыков, посетившие оружейную палату в свое время, высоко оценили сокровищницу казахского хана.
Экспонаты, хранившиеся в оружейной палате, были настолько уникальны, что после смерти Джангира началась самая настоящая война между родственниками по линии жены Фатимы, отца и чиновниками Оренбургской пограничной комиссии. Каждый хотел завладеть имуществом хана.
Однако в течение двух-трех лет родные и близкие хана при загадочных обстоятельствах ушли из жизни. Многие личные бумаги хана, хранившиеся в музее оружия, и другие ценные экспонаты исчезли бесследно.
Сохранилась лишь "Краткая ведомость имущества, принадлежащая наследникам умершего хана Внутренней Киргизской Орды генерал-майора Джангира Бокеева", составленная Оренбургской Пограничной Комиссией.
В ней приведена стоимость коллекции музея: огнестрельное и холодное оружие - 6415 руб.75 коп.серебром, "вещи, составляющие принадлежность охоты и наездничества, как то: колчаны, панцири, кольчуги, кушаки, уздечки и другие сбруи" - 1600 руб.серебром.
Сюда не входили фамильные реликвии, а также сабли и оружие, пожалованные русскими царями казахским ханам и батырам. Последние были изготовлены в единственном экземпляре, с дарственной надписью. Поэтому, считает начальник Западно-Казахстанского государственного архива Вячеслав Иночкин, они бесценны. Да и та оценка, проведенная оренбургскими чиновниками, по мнению главного архивиста области, не совсем отражает истинное богатство оружейной палаты.
В прошлом году местные власти после долгих дебатов в обществе по поводу неоднозначности личности последнего хана казахской степи Джангира, выделили таки средства на восстановление ханской ставки в Бокеевской орде. По замыслу архитекторов, это будет своеобразный историко-краеведческий комплекс под открытым небом, коих нет в республике. По сохранившимся чертежам и плану ханской ставки идет его восстановление.
Помещение оружейной палаты уже готово. Однако здесь нет ни одного подлинного экспоната, сохранившегося с тех времен. Некоторые краеведы говорят, что скорее всего придется конструировать копии, благо сейчас их научились делать так, что не отличишь от подлинника. Кроме того, дабы воссоздать дух того времени, предлагается посетить Иран, Пакистан, где можно закупить раритетные вещи тех времен. Но никакая копия не заменит подлинник. Совсем недавно стало известно о месте нахождения одного-единственного экспоната из ханской коллекции.
В Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге обнаружен металлический шлем и чехол для его хранения. Судьба остальных экспонатов так и осталась не разгаданной. Есть версия, что они хранятся в частных коллекциях по всему миру. И значит, рано или поздно должны всплыть.
Слишком большую ценность они представляют для любителей раритетного оружия, а потому исчезнуть совсем не могут. И вполне возможно, когда-нибудь их выставят на Сотби или других международных аукционах за бешеные деньги. Но вряд ли они вернутся в Казахстан…