Кто защитит президента Казахстана

Речь идет о недобросовестной рекламе, в которой используют изображения известных людей и даже главы государства. С их помощью рекламируют онлайн-казино, лекарства для суставов, мазь от морщин и средство от остеохондроза. Но почти никто не несет за это никакой ответственности. Во всяком случае, широкой общественности об этом неизвестно. Но если сегодня такая реклама – это просто жажда денег, никто не даст никаких гарантий, что завтра подобные методы не могут быть использованы кем угодно и для чего угодно. Например, запрещенными в Казахстане политическими и религиозными экстремистскими организациями для достижения своих политических целей. Ведь никто не реагирует или не может, а может, и не хочет?

Закончиться это может печально. Например, 7 лет назад на Донбассе и в Киеве всё начиналось с таких вот безобидных баннеров с фейковыми новостями. Президентам Владимиру Путину и Виктору Януковичу приписывали провокационные цитаты, которые те никогда не говорили, а новость распространяли как раз через баннерную рекламу.

Очень часто заголовочная сплетня передается друг другу, и неизвестно, к каким последствиям она может привести.

– Во время событий в Киеве 2014 года мы на своем горьком опыте убедились, какой вред могут принести фейковые новости, – поделился медиатренер из Украины Олег ХОМЕНЮК.

Ставка на “зеро”

Пользуясь бездействием силовиков, авторы подобной рекламы не боятся ничего.

Как-то в Сети появился баннер, где наш Президент рекламировал… онлайн-казино.

То есть одновременно были нарушены как минимум 3 закона: дана недостоверная информация, оказано неуважение действующему Президенту и разрекламирован игровой бизнес, что в Казахстане запрещено. Причем обнаружили это и сообщили властям не спецслужбы с полицейскими, а СМИ и блогеры.

– Ко мне поступают обращения от СМИ по поводу появившейся в социальных сетях рекламы онлайн-казино, в которой присутствует изображение Президента Касым-Жомарта Токаева. Хочу официально заявить, что глава государства не имеет никакого отношения к этой рекламе, а его фотографии использованы незаконно, – прокомментировал тогда ситуацию пресс-секретарь Президента Берик УАЛИ. – На наш взгляд, подобные публикации вводят в заблуждение пользователей соцсетей и наносят серьезный репутационный ущерб. Думаю, правоохранительные органы установят рекламодателей и решат вопрос об их ответственности.

Справедливости ради, нужно отметить, что облавы на сомнительную рекламу все-таки бывают. Так, в октябре КНБ и МВД провели показательный рейд в Сети по блокированию онлайн-казино. Но дальше показухи дело не пошло. Владельцы сайтов с азартными играми просто сменили пару символов в названии и по-прежнему облапошивают доверчивый народ.

Гром не грянет, правоохранители не пошевелятся

Информация из фейковых объявлений попадает под ст. 274 УК (“Распространение заведомо ложной информации”) или 190 (“Мошенничество”), правоохранительные органы за баннерами охоту не ведут. Игнорирует баннеры и КНБ, хотя некоторые “сенсационные” новости тянут на ст. 174 УК (“Разжигание социальной, нацио-нальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни”).

Найти и наказать авторов сомнительной рекламы и фейковых сенсаций трудно, но все-таки можно. Это вполне по силам даже районному отделению полиции, не говоря уже о прокуратуре и КНБ с их штатом и ресурсами.

Крупнейшие поисковики, такие как “Яндекс” и “Гугл”, баннерную рекламу не жалуют. Во-первых, она вредит честным рекламодателям, во-вторых, доставляет много неудобств пользователям. Так что стражам порядка необходимо мониторить Интернет и по каждому факту сомнительной рекламы отправлять жалобу руководству поисковых систем. Как показывает практика, результат виден уже через пару минут. Рекламу блокируют, а владельцу сайта, который ею злоупотребляет, присылают предупреждение. Вот только работа эта хлопотная, ведь за день придется просмотреть сотни сайтов. За такое звездочки на погоны не упадут. Отсюда и результат.



Речь идет всего лишь о фото дома Президента Токаева, снятого со спутника

Обидели юродивого, отняли копеечку

Для начала попытаемся разобраться, как работает баннерная реклама.

Владельцы сайтов в погоне за прибылью могут установить на странице код, позволяющий вставить тексты и фото во всплывающие окошки. За небольшую плату они разрешают вставлять всем желающим в эти окошки что угодно, и что именно вылезет там, владельцу безразлично.

Но и стоит это сущие копейки. Оплата услуг идет по принципу PCM (за 1 000 показов) или РРС (за клик). Чтобы заработать 1 доллар, рекламу должны увидеть минимум 100 человек. Поэтому нормальный товар никто так рекламировать не будет. Для сравнения: блогер с 1 000 подписчиками в “Инстаграме” требует не меньше 5–10 долларов за 1 рекламный пост какого-нибудь кафе, а на развлекательных порталах с миллионами посетителей счет идет на тысячи баксов.

Именно в баннерной рекламе появляются лица звезд. В кричащем заголовке говорится о некоей сенсации, которую скрывают власти, например, о тяжелой болезни политического лидера либо о громком решении властей. Чаще всего речь идет о денежных выплатах некоторым категориям граждан, к примеру, родившимся в СССР или имевшим вклады на советских сберегательных книжках. Иллюстрируются новости опять же фотографией Президента.


Баннерная реклама подстраивается под интересы каждого пользователя. 9-метрового паразита удаляли тезке знаменитой певицы

Преступление без наказания

Пока виновные остаются безнаказанными. Казино, например, зарегистрировано в России, а сервер, где размещена реклама, может находиться где угодно – от Зимбабве до Калифорнии.

Сейчас фото Президента используется уже для рекламы финансовой пирамиды.

Маскируется пирамида под некую выплату от государства, получить которую можно, лишь заплатив первоначальный взнос. Пока остается сложным вопрос, считается ли развлекательный сайт или страничка в Интернете средством массовой информации, но если это и будет доказано, большие проблемы владельцу сайта не грозят.

В ст. 136, п. 3 Административного кодекса за рекламирование деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды устанавливается ответственность в виде административного штрафа с приостановлением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации на срок до 3 месяцев.

Для солидной газеты или телеканала это трагедия. Убытки будут миллионными. А открыть новый сайт с адресом, который отличается от старого парой символов, проще простого. Причем сайт можно зарегистрировать даже на школьника или пенсионера. Судебные приставы будут терзать его, пытаясь взыскать материальный ущерб и штраф.


Рисунок Ибрагима Кубекова

Пока бездействие приводит лишь к тому, что у доверчивых пользователей пустеют кошельки.

Но рекламную площадь может купить кто угодно, в том числе и экстремистские группировки. Им никто не мешает создать фейковую провокационную статью, где глава государства будет уже не рекламировать казино, а призывать к джихаду или утверждать, что из страны нужно изгнать представителей других национальностей.

Когда об этом узнают спецслужбы, может быть уже поздно. Люди чаще всего читают не дальше заголовка, и провокационная реклама может привести к народным волнениям, погромам и прочим беспорядкам. В отличие от постов в “Фейсбуке”, такая реклама маскируется под официальные новости и, следовательно, вызывает больше доверия у наивных пользователей, как это было во время киевского Майдана. Силовики же либо плачутся, что найти автора рекламы невозможно, либо на голубом глазу утверждают, что никакой рекламы не видели, потому что в рабочее время сидят только на портале е-gov.

А в это время ушлые рекламщики находят способы спокойно водить за нос доблестные наши органы.

АКТОБЕ