Наверняка многим из нас всегда было интересно знать, сколько тратят акиматы, министерства или другие государственные органы на свое содержание, например, на аренду охотничьих угодий или закупку туалетной бумаги. И интерес этот вполне понятен, ведь бюджетные средства формируются из уплаченных казахстанцами налогов.
Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько государство тратит на защиту своих интересов в судах? Вот и мы нет, а суммы там вырисовываются приличные.
Ещё большее недоумение вызывает ситуация, когда, например, пришел человек судиться с акиматом или министерством, а в итоге оказывается, что адвоката, который будет выступать против него, он уже оплатил фактически из собственного кармана.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к сайту государственных закупок Республики Казахстан и узнал, сколько бюджетных средств выделяется на защиту интересов государства в судах и кто эту защиту ему предоставляет.
Кто же защитит государство?
В начале апреля завершился довольно интересный тендер, организованный министерством юстиции Республики Казахстан. В нем государственный орган выделил чуть более 27 миллионов тенге на «защиту государственных интересов в судах РК».
Техническая спецификация тендера довольно простая: в ней указывается, что объем оказываемых услуг составляет 3 тысячи часов, в течение которых победитель тендера должен будет:
- изучать материалы и нормативные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением защиты интересов государства в судах;
- представлять интересы государства в судах;
- готовить исковые заявления, отзывы на исковые заявления, жалобы, заключения, меморандумы, отчеты, запросы и другие документы;
- подготавливать юридические заключения и проводить правовую экспертизу;
- готовить апелляционные, кассационные и надзорные жалобы;
- оказывать центральным исполнительным органам консультационную помощь.
Также в техспецификации указываются и требования к составу сотрудников компании: как минимум двое человек, уже имеющие опыт по защите интересов правительства в судах, а также не менее 3 докторов юридических наук и не менее 5 кандидатов юридических наук.
Что интересно, министерство юстиции для участия в конкурсе пригласило ТОО «Консалтинговая группа «Болашак». Естественно, оно и выиграло тендер. Так же это происходило и в 2017, и 2018 году. Причем проводилось все по одной и той же схеме. Сначала публикуется открытый конкурс, который потом признается несостоявшимся, а после организуется ещё один тендер, куда приглашается уже вышеназванная компания. Да и сумма каждый раз выделялась одна - 27 364 285,71 тенге.
На сайте юридической фирмы указан весь состав её сотрудников, куда входят три юриста, а также 7 научных консультантов, среди которых 5 кандидатов юридических наук, 1 доктор юридических наук и доктор PhD. Почему в списках отсутствует третий доктор юридических наук и есть ли он в «Болашаке», остается только гадать. Но, как мы помним, по технической спецификации требовалось именно три сотрудника со степенью доктора, и мы будем думать, что если уж компания выиграла тендер, то там они определенно есть.
Всех ли все устраивает?
Ещё в 2017 году, когда минюстом был опубликован первый тендер на услуги по защите государственных интересов в судах, на стадии обсуждения у потенциальных поставщиков услуг возникло множество вопросов.
Например, один из потенциальных поставщиков заявил, что требование о наличии у сотрудников опыта в защите интересов государства в судах противоречит Закону РК «О государственных закупках», так как опыт может требоваться, если выделенная на тендер сумма превышает стотысячекратный размер месячного расчетного показателя, а тут сумма в 9 раз меньше.
«Следовательно, данное действие является, по сути, ограничивающим и необоснованно усложняющим участие потенциальных поставщиков в государственных закупках, что прямо запрещено п. 2 ст. 9 Закона «О государственных закупках», - написал тогда потенциальный поставщик.
По мнению другого юридического лица, требование о наличии 5 кандидатов наук и 2 докторов явно завышено.
«Из шести направлений оказываемых услуг по данному конкурсу только одно направление сопряжено с научной деятельностью, а именно: подготовка юридического заключения и проведение правовой экспертизы по вопросам, связанным с защитой интересов в государственных судах, тогда как остальные направления носят исключительно практически правоприменительный характер», - писал участник госзакупок.
Но, как мы видим, министерство юстиции РК отстояло свою позицию по этим вопросам и осталось при своем мнении. С тех пор техническая спецификация данного тендера так и не менялась, а интерес сторонних потенциальных поставщиков к этим конкурсам практически сошел на нет.