Академик Международной академии информатизации Калилалло Байтасов прокомментировал ответ сотовых операторов про плохой Интернет и высокие тарифы, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Причины высоких тарифов пытались объяснить операторы сотовой связи во время панельной сессии на форуме Digital Almaty 2024. Представители компаний оправдывали свои действия инвестициями в оборудование, увеличением спроса, переходом на технологии 5G. Но такие же проблемы есть у провайдеров в Германии, США, Франции, и в этих странах цены на мобильный интернет, наоборот, снижаются, а качество растет. К слову, Германия из своего федерального бюджета намерена потратить 250 миллионов евро на исследования, связанные с созданием беспроводной связи 6G, а мы еще с 5G никак не разберемся. Операторы могут возразить, мол, казахстанский Интернет – самый дешевый, потребители платят мало, а оборудование стоит дорого. Но и наши доходы не сравнимы с западными. Да, и качество Интернета - совсем не немецкое (Deutschland обогнала нас по скорости на 41 Мбит/c)
Источник https://www.cable.co.uk/mobiles/worldwide-data-pricing/
Ситуацию прояснил председатель правления АО «Кселл» (Kcell) Асхат Узбеков. Отвечая на вопросы участников форума, он заявил, что, с одной стороны, сдерживая тарифы, мы уменьшаем привлекательность инвестиционных вложений в отрасль, способствуем снижению инвестиций. С другой стороны, для граждан тарифы не могут все время расти. Поэтому было бы правильно демонополизировать рынок. В результате тарифы будут оправдываться спросом и предложением: кто из операторов будет давать лучший тариф, тот и сможет преуспеть. Значит, все-таки причина в монополизации?
О том, что рынок монополизирован, еще в апреле прошлого года говорил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК (АЗРК) Марат Омаров. Он заявлял, что в экономике страны прослеживается негативный тренд – рост госучастия на товарных рынках, другими словами, формируются госмонополии.
«Рынок высококонцентрированный, доля государства на рынке увеличилась до 75 %. «Казахтелеком» также на аукционе приобрел радиочастотный спектр. Это государственный ресурс, который должен быть продан бизнесу. На деле получается, что государство продало самому себе. Монополизация стала причиной снижения уровня конкуренции за клиента и качества услуг. Сейчас идет поток жалоб, связанный с повышением в одностороннем порядке тарифов на услуги связи. По отдельным тарифным планам стоимость увеличилась в два раза («Алтел» с 13 марта 2023 года – повышение стоимости с 9 до 18 тенге за одну минуту разговора/SMS)», - сказал Марат Омаров.
По мнению академика Международной академии информатизации Калилалло Байтасова, если ситуация не поменяется, злоупотребление административным ресурсом со стороны монополистов будет только расти (уже сейчас с их легкой руки использовать Starlink в частных целях незаконно в Казахстане).
Тарифный шок: почему казахстанским абонентам бесконечно поднимают стоимость связи
«Такие новости не вдохновляют новых игроков выходить на телекомрынок Казахстана. Потому что, с одной стороны, госорганы говорят о рыночной конкуренции, а с другой - государство создало монополиста, контролирующего 75 % рынка, и строит барьеры для альтернативных спутниковых систем передачи данных», - прокомментировал он.
Вернемся к качеству связи. Отвечая на вопрос, почему интернет «не ловит» в бизнес-центрах, операторы указали на проблемы с разрешительными документами, а также упомянули радиофобов. Мол, из-за них приходится демонтировать десятки базовых станций, что приводит к проблемам не только в зоне покрытия одной станции, но в смежных зонах, портится топология всего района. Кроме того, для возведения многоэтажек используют слишком много стекла и металла, лучи от этих материалов отражаются, соответственно, при проникновении внутрь сигнал становится достаточно слабым. Но все эти объяснения звучат не очень убедительно. Тем более, что, кроме мобильной связи, в мегаполисах стремительными темпами развивается «оптика». Как сказал экс-премьер-министр Алихан Смаилов, Казахстан совместно с соседями собирается прокладывать оптико-волоконный маршрут по дну Каспийского моря и рассматривает варианты выхода «оптикой» в страны Персидского залива. При этом мы не можем обеспечить качественной связью даже Алматы.
Калилалло Байтасов считает, что можно искать множество причин, сваливать вину на кого угодно, даже на самих пользователей. Только пока мы ищем виноватых, экономика страны страдает, потому как в современной постиндустриальной экономике качество жизни и развитие страны напрямую связано с качеством Интернета.
«Приведу результаты исследования «Цифровой барьер» Института инженеров электротехники и электроники (США), в котором изучался экономический разрыв между людьми, которые извлекают выгоду из цифровизации, и теми, кто этого не делает. В исследовании утверждается, что наличие доступа к Интернету дома или в школе позволяет учащимся заработать на 2 млн долларов больше в течение всей дальнейшей жизни, чем не подключенным к Всемирной сети. Поэтому для многих казахстанцев стало неожиданностью услышать официальную позицию властей касательно снижения качества Интернета. В конце июля министр Мусин заявил, что, дескать, всему виной… сами пользователи, которые потребляют слишком много интернет-трафика. Ну и не будем забывать про «лучше, чем в Токио». По факту, Казахстан в рейтинге скорости мобильного интернета занял 72-е место и 98-е место по скорости стационарного интернета. Япония на 55-м месте (мобильная передача данных) и 16-е место (стационарный Интернет). То есть в целом у нас нет «прозрачности» на рынке телекомуслуг и нездоровая лоббистская риторика.
Возможно, нам необходимо взаимодействие государства, бизнеса и общества, а не упорное проталкивание министерского видения в связке с риторикой монополиста? Может, нужна демонополизация телекомрынка, развитие конкуренции и новые игроки? Может, пора заканчивать с «экономикой племянников» и созданием «тепличных условий» для отечественных монополистов в Жана Казахстане?» - заключил академик.