Кто за то, что б в Казахстане не тонули корабли?

И только на начальном этапе проверки 26 транспортных судов запретили использовать, пишет "Мегаполис".

Подобную поверку организовали во многих странах СНГ. Произошло это после того, как на Волге затонул теплоход «Булгария». Однако в Минтранскоме нашей республики проверку казахстанского флота с трагедией в Татарстане не связывают. По данным министерских работников, обследование местных лодок и кораблей они начали 1 июня, а значит, задолго до того несчастья.

Объектами исследования в Казахстане стали 837 речных, 282 морских, а также 29 тысяч маломерных судов: катера, лодки, катамараны. Для Казахстана, считают в комитете, это очень небольшой флот. Но даже в таком, по сути, малом «морском государстве» есть проблемы. На первом месте – техническое состояние водного транспорта.

– У большинства кораблевладельцев отсутствует техническое заключение, а значит, и качество работы такого транспорта мы ставим под сомнение, – говорит главный эксперт управления контроля на водном транспорте Министерства транспорта и коммуникаций Арлан Закирьянов.

Но больше всего представителей министерства беспокоит отсутствие на казахстанских судах спасательных и противопожарных средств. Согласно требованиям количество надувных жилетов должно соответствовать числу пассажиров. Но судовладельцы почему-то на такие требования закрывают глаза, хотя именно от соблюдения подобных норм зачастую зависит спасение чьей-то жизни.

Примером служит история, произошедшая в Костанае в июне 2011 года на реке Тобол. Местная жительница Татьяна Петко вместе с дочерью и двумя шестилетними внуками взяли напрокат катамаран. По рассказу женщины, и от берега отплыть не успели, как их лодка стала тонуть. В распоряжении семейства было только два спасательных жилета.

– Ещё на берегу мы одели их на детей. Когда лодка начала тонуть, они держали моих внуков на плаву. А я не умею плавать и помню, как несколько раз уходила под воду, захлебывалась, – рассказывает Татьяна.

История могла бы завершиться для Татьяны Петко трагично, если бы не подоспели спасатели.

Кстати, по словам контролёров, спасательные средства должны находиться даже на борту моторных резиновых лодок. Однако такой транспорт судовладельцы даже не регистрируют, а значит, и за безопасностью при его использовании не следит ни один уполномоченный орган.

Только на первом этапе проверки сотрудники Минтранскома выписали 40 предписаний. А 26 надводных объектов они и вовсе запретили использовать.

Все эти нарушения сулят наказание в виде штрафа. Правда, взыскание не сильно бьёт по карману нарушителя. К примеру, если лодка не имеет технического заключения или спасательных средств на борту, владельцу судна грозит штраф максимум в тридцать тысяч тенге. Но это только в том случае, если действия судовладельца повлекли за собой угрозу жизни людей. Высшей мерой наказания может стать лишение права управлять лодкой на срок до двух лет.

– Такие карательные меры трудно назвать существенными. Что такое две-три тысячи тенге для человека, который несколько миллионов тратит на покупку скутера? – говорит руководитель управления контроля водным транспортом Минтранскома Руслан Бексеитов.

Ужесточить меры, говорит Бексеитов, тоже нельзя. По его словам, это может создать почву для коррупции. Сейчас министерство разрабатывает поправки в административный кодекс. Благодаря им суммы штрафов, возможно, и не вырастут, но вот распределяться между судовладельцами они будут иначе. Физические лица будут платить меньше, чем юридические.

Практически бесконтрольной сегодня можно назвать ситуацию на Каспийском море. Здешние просторы бороздят больше двухсот казахстанских судов. Однако, по данным Комитета транспортного контроля, для Каспия по сей день не была разработана ни одна навигационная карта. А значит, не обозначены морские пути и нет навигационных знаков, по которым корабли могли бы ориентироваться. Нет здесь и аварийно-спасательных отрядов, которые бы следили за безопасностью судов и людей. Почему не создали все это раньше? Не было необходимости, поясняют специалисты профильного министерства. Ещё несколько лет назад на нашем флоте число кораблей не превышало нескольких десятков.

Разработкой навигационных карт сейчас занимается Министерство обороны республики. В планах – закончить их только к 2012 году. К этому же времени на Каспии появятся и спасатели.

Источник: Ольга Чапурина, "Мегаполис"