Кто выращивает ценники на прилавке?

Перекупщики умеют делать деньги на любой плохой новости. Как только появляется информация о проблемах на таможне или даже засухе в Папуа-Новой Гвинее, цены, как испуганные воробьи, тут же взлетают ввысь.

Скандал на “Хоргосе” и “Колжате” торговцы оценили по высшей категории: болгарский перчик вырос в цене в три раза – килограмм этого привозного овоща стал стоить 1600 тенге! Потом, правда, опустился до 400–500.

Помидоры на рынках в центральной части города продают по 600 тенге, огурцы – по 300 тенге. Но, как выяснилось, эти цены можно смело делить на два. Когда мы приехали на оптовый рынок, выяснилось, что цены действительно выросли, но в среднем на 20 процентов. Остальное – жадность посредников. Уже у оптовиков мы узнали, что послужило причиной вздорожания. “Овощные”  предпринимателивыложили нам все, что наболело…

Львиную долю овощного рынка “держат” предприниматели, работающие с Узбекистаном. Помидоры (300 тенге), огурчики (150 тенге) в среднем подорожали на 10 процентов. Цена могла быть ниже на 20 процентов, заверили нас оптовики, если бы чиновники вошли в положение бизнеса и прочувствовали особенности сезонной работы.

– Весной цены на узбекскую продукцию взлетают. Производители поднимают цену в среднем на 5 процентов, знают, что в этот период идет оптовый закуп в Казахстан, – рассказывает оптовик Жандос. – У перевозчиков тоже вырастают тарифы. Только от границы Казахстана с Узбекистаном до Алматы берут по 140 тысяч тенге за рейс. Большая часть расходов уходит на растаможку, мы легально везем груз, сейчас уже никто не рискует. А в результате из-за всех легальных выплат идет удорожание товара в разы. Один только НДС чего стоит! Мы платим 12 процентов, а треть овощей портится… Эти убытки закладываются в цену. Людям деваться некуда – будут покупать. Местных овощей еще не будет до июня. Почему бы в этот период не ввести мораторий на таможенные и налоговые сборы, чтобы цены не взлетали, а когда пойдет своя продукция, летом пусть поднимают НДС! Ведь из года в год одни проблемы…

Впрочем, предприниматели все равно находят лазейки, чтобы провезти продукцию подешевле. Так, например, зелень везут из Ташкента, как признались сами предприниматели, поездом. Она не столь громоздкая, как, к примеру, помидоры. Но и здесь приходится платить.

– В среднем расходы – это билет и по 100 тенге за килограмм зелени, – пояснили нам оптовые продавцы укропа и лука.

Из Бишкека везут картофель и морковь. Нургуль вот уже несколько лет оптом продает киргизские овощи. В этом году, говорит, чуть не лишилась всего, от нервных потрясений сердце забарахлило...

– Цена выросла, потому что были проблемы на таможне, и до сих пор нормальной транспортировки нет. У меня десять дней стояли машины с товаром на жаре, все сгнило. Я потеряла два миллиона тенге! А ты спрашиваешь, почему картошка такая дорогая! А ведь мы еще везде отстегиваем: за провоз машины в 20 тонн вынь да положь пять тысяч долларов! По пути еще несколько раз остановят, 20 тысяч тенге дашь – обижаются. В результате цена вырастает такая, что самим стыдно продавать…

Китайские продукты сейчас как бедные сиротки ютятся на прилавках и по ценам просто не могут конкурировать с овощами из Киргизии и Узбекистана. Завоза нет с конца прошлого месяца. В основном из Китая шли болгарский перец, вишня, яблоки. За ящик китайских яблок оптовики просят 2900 тенге, в апреле можно было сторговаться за 1800 тенге. Мы отправляемся на китайские склады, которые стоят на оптовом рынке отдельно от всех рядов. Контейнеры пустые.

Из отечественных продуктов на оптовом рынке мы смогли найти только одну машину с морковкой, да и то по непривлекательной цене.

– Я сейчас работаю себе в убыток, – говорит владелец товара Акылбек. – Весной наши овощи неподъемны по цене, за зиму они слишком дорожают, хранить негде.

Вольготно из отечественных продуктов сейчас чувствует себя только капуста из Шымкента, но одной капустой сыт не будешь.

Может, хоть мясо наше, местное? На этот вопрос торговцы наперебой называли нам близлежащие поселки вокруг Алматы. Но потом по секрету рассказали, что мясо-то киргизское! Только осенью или к зиме на прилавках появляются наша говядина и баранина, их сразу видно по цене – отечественное недешево…

– Эту скотину гормонами, небось, кормили, видишь, какое мясо красивое, – показывает продавец. – Но и на него выросла цена на 150 тенге. Зимой возить дешевле, а весной и летом нужны морозильники, вот и растет цена…

После всех этих разговоров у нас появилось еще больше вопросов. Интересно, как объяснят рост цен чиновники и какие меры они примут для сдерживания цен на продукты питания?

В Уральске сильно подорожало мясо – с 950 до 1300 тенге за килограмм говядины, и яблоки – с 250 до 320 тенге за килограмм.

В Астане покупателей поразил резкий скачок цен на лук – со 130 до 180–200 тенге за килограмм. Шымкент лук почти не везет, из Киргизии поставок тоже нет…

В Восточном Казахстане рекордсменом по дороговизне стала гречневая крупа. За полгода цена на нее подскочила с 75 тенге за килограмм до 500.

Восточный Казахстан – главный поставщик гречки в республике, здесь выращивается больше 70 процентов этой крупы. Причем, по оценкам экспертов, даже при нынешних высоких ценах на ГСМ себестоимость производства гречки в местных крестьянских хозяйствах не превышает 25–30 тенге за килограмм. Значит, цены явно спекулятивные.

В Костанае подорожало мясо, особенно говядина – на 100–150 тенге за килограмм.

Сегодня, например, цена на говяжью вырезку может доходить до 1400 тенге за килограмм. Это повышение было предсказуемо и ожидаемо. Еще осенью в крестьянских хозяйствах начался массовый забой скота из-за высоких цен на корма.

В Шымкенте вырос в цене сахар – на 20–30 тенге. На 200 тенге подорожало мясо. Продавцы говорят, что животноводы оптом продали скот в Астану и северные регионы.

Прокуратура Алматы отмечает, что рост цен на социально значимые продукты не обоснован!

Но, как показывает практика, даже если спекулянты признаны виновными в завышении цен, к ним относятся почему-то слишком лояльно…

– В перечень социально значимых продуктов входит мука, хлеб, молоко, крупы, масло - всего 18 наименований, и по всем этим продуктам должен быть госмониторинг, – говорит заместитель прокурора г. Алматы Максат КОЖАБАЕВ. – Факты нарушений, необоснованного завышения цен устанавливают, а вот как доходит дело до суда, то выясняется, что здесь игнорируются некоторые требования статей закона! В ходе проверки судебных постановлений мы установили, что в этом году было рассмотрено семь дел по незаконному повышению цен. И только по одному из них было законное судебное постановление. Остальные, как говорится, отделались легким испугом. Цены на растительное масло реализаторы завысили со 180 до 240 тенге, цены на гречневую крупу – со 160 до 270 тенге за килограмм. При этом никаких экономических обоснований для такого скачка цен не было.  Несмотря на явные нарушения, в отношении этих реализаторов суд не применил конфискацию монопольного дохода, хотя это четко предусмотрено законом, да и штрафы были несоразмерные. Решения суда по этим делам пересмотрены, и в доход государства обращены суммы штрафов почти на 32 миллиона тенге. Сейчас, кстати, в судах южной столицы  рассматриваются дела по семи молочным компаниям в Алматы, которые тоже необоснованно завысили цены…

Мы продолжим тему в следующем номере газеты.