Кто выигрывает и проигрывает в войне с коронавирусом в Казахстане

На прошлой неделе акиматы Нур-Султана и Алматы объявили об ужесточении карантинного режима в выходные дни, “чтобы разорвать цепочку заражений коронавирусом и в какой-то степени снизить поток пациентов”.

Доехать до кладбища?

Власти южной и северной столиц на 2 выходных дня приостановили работу торгово-развлекательных центров, торговых домов, сетевых магазинов, всех рынков, фитнес-центров, парков, скверов, набережных, аквапарков. Кормить людей могли только точки общественного питания, у которых есть открытые площадки-летники. Людям старше 65 лет было запрещено выходить на улицу. А всему общественному транспорту выписали стоп – “для проведения дезинфекционных работ”. В Алматы – еще и метро.

Битва за здоровье и жизни граждан набирает обороты? Кто выживет – будет рассказывать внукам, как ему это удалось?

Два примера. Первый: приятельница поехала на работу в субботу. Обычно алчные таксисты драли с нее 300–350 тенге. В этот день затребовали 800! Потому что “режим”!

Второй пример: товарищ хотел отвезти маме лекарства. Вместо стандартных 600 тенге отдал таксисту 1 500. Потому что “режим”! Кстати, его случайными попутчиками стала семейная парочка – конечно, без масок. При этом по улицам сновали машины с областными номерами. Как же они проникли в город, закрытый на карантин?

Отсюда вывод: автобусные и троллейбусные парки Алматы за эти 2 дня потеряли прибыль. Зато ее огребли частные извозчики. Потому что природа не терпит пустоты: если в одном месте убыло, то в другом подсчитывают навар.

Сколько потерял метрополитен южной столицы, ежедневно перевозивший порядка 40–45 тысяч пассажиров? В горакимате, видимо, не считали. Сколько заработали левые таксисты в результате этого решения – похоже, никто и никогда не сосчитает. Сколько людей – здоровых и заболевших – в одном такси прокатились, тоже. Смертельная статистика потом покажет? Больше, чем в автобусах, троллейбусах и метро? Или меньше? Где тут логика? Едем дальше.

Кто последний в очереди на заразу?

На выходные в Нур-Султане и Алматы закрыли все предприятия торговли. На фоне роста числа заболевших, кажется, вполне логичное решение. Потому что супермаркеты и базары являются точками притяжения клиентов в субботу и воскресенье. При этом магазинчикам шаговой доступности разрешили остаться “рассадниками” заразы. Ну и какая разница, где человек подхватит коронавирус – в супер-, гипер- или мини-маркете?

Тут еще одна фишка: в минувшую пятницу мелкие магазинчики в Алматы держали одни цены, а в субботу и воскресенье подняли их на 100–150 тенге на многие товары. Потому что “большие” конкуренты закрылись. Ур-а-а?..

А в этих торговых точках не всегда увидишь кассовые аппараты. Фискальными чеками и не пахнет. Весь расчет – наличными. Кстати, обычно в магазинах шаговой доступности нет здоровенных очередей, как в мегамоллах. В эти выходные они появились! Не такие, конечно, как в Мавзолей. Но это тоже показатель. Если левые таксисты “ловят волну”, то почему бы хозяевам мелких лавок и фруктово-овощных развалов, пользуясь ситуацией, не срубить свою капусту?

Кто-то считал, сколько скоропорта у супермаркетов ушло в помойку за эти 2 дня? И во сколько это им обошлось? Кто-то считал, какие убытки они понесли в результате краткосрочного карантина? Нет доходов – нет налогов на прибыль. Сколько потеряли бюджеты Алматы и Нур-Султана в результате подобного запрета – нет ответа. Пока нет. Но если такие решения о “каникулах выходного дня” станут для сферы обслуживания регулярными (не исключено, что будет и 2-я, и 3-я, и 34-я серия, если пандемия не пойдет на убыль), то, похоже, суммы убытков для нее будут очень страшными.  Коронаубыль: На чем может заработать казахстанский туризм

Да, такие же ограничения на выходные ввели также в Караганде, Шымкенте, Павлодаре и Экибастузе. Подозреваю, там тоже проявились аналогичные аппетиты.

Конечно, страны Европы уже открыли границы, супермаркеты, рынки, кафе и рестораны. Хотя у них ситуация была куда хуже. Может, у нас что-то не так с тактикой и стратегией в этой войне с коронавирусом?

Самый сильный аргумент – справка о смерти

Как считает социопсихолог Алтай АБЫЛГАЗИН, о том, что надо носить маски, все знают. Что чаще мыть руки – тоже. Ну и другие способы предохранения – не военная тайна. Но “народ у нас, мягко говоря, разгильдяйский. Почему-то все думают, что эта зараза пройдет мимо”.

– Алтай, а как вам это решение властей – закрыть супермаркеты и остановить общественный транспорт?

– Если у палки два конца, то у этого решения несколько последствий. Те, о которых вы мне сказали, – не смешно. Я еще скажу: в правительстве пока не могут выработать адекватные механизмы противодействия инфекции. Только запреты и ограничения ввиду разгильдяйства большей части населения – они не сработают. И не будут срабатывать до тех пор, пока число умерших не превысит какой-то условный рубеж, пока люди не поймут, что надо предохраняться всеми доступными способами. Если начнут умирать близкие – это станет самым сильным аргументом. А институт семьи в Казахстане с древними традициями и социопсихологическими установками – очень важный фактор.

– В Казахстане не было опыта борьбы с такой непонятной инфекцией.

– С инфекциями – был. Ключевое слово тут “непонятная”. Куриный и свиной грипп обошли нас стороной. Наша медицина успокоилась. И тут COVID-19! Она не была к этому готова. И правительство тоже. То, что печальный опыт Китая и Запада в какой-то момент заставил включить у нас кнопку “пуск” и какие-то меры в Казахстане начали принимать, – это правильно.

Другое дело, подозреваю, что психологически чиновники долго не могли понять, что всё будет так серьезно.

Что надо изучать методы и приемы борьбы, которые уже необходимо применять. Что хорошо, например, в Чехии, то не годится для Швеции или Испании. И наоборот. В России в разных городах тоже разные правила игры были. А у нас другая ментальность, другие традиции. И еще с советских времен вера, что государство всегда выручит и вылечит. Я про поколение, кому 50–60 лет. А это давно не так! Поэтому и таксисты, и мелкие магазины поспешили заработать на общей беде. Рыночная экономика, что вы хотите? Кто смел и не заболел – тот и съел…

– Как и чем можно заставить людей соблюдать все правила безопасности, чтобы снизить темпы заболеваемости?

– Уф-ф-ф… Только ростом статистики летальных исходов. Извините, но у меня это пока единственный аргумент.

АЛМАТЫ