Кто вы, жамбылцы?

Если составить портрет среднего жамбылского мужчины, то ему было бы 28 лет, его заработная плата – около 69 тысяч тенге. Следовательно, 6900 тенге у него уходило бы в пенсионный фонд, еще около 10 тысяч тенге – на оплату налогов. Согласно статданным, 48,6 процента расходов у моего среднестатистического земляка уходит на покупку еды (сахар, мука, мясо и т. д.), 28,4 процента – на одежду, обувь, мебель, посуду и т. п., 23 процента – на оплату коммунальных и других услуг. На сегодня этот гражданин имел бы на депозите 25 тысяч тенге накоплений. Прожил бы он до 63 лет.

Кстати, среднестатистическая женщина была бы на два года старше и жила бы до 73 лет. Специалисты эту тенденцию объясняют тем, что мужчины умирают в возрасте от 30 до 45 лет в три-четыре раза чаще, чем женщины. Сказываются работа на тяжелом производстве, употребление алкоголя и табака, сдерживание эмоций в себе и любовь к жирной пище.

Впрочем, чтобы получить более полную картину жителей региона, давайте представим одну виртуальную деревню, в которой проживала бы тысяча среднестатистических жамбылцев.

Итак, в этой деревне жили бы 512 женщин и 488 мужчин. Каждый год здесь заключалось бы по два брака, и в то же время две семьи официально разводились. Но народу в населенном пункте прибывало бы, так как ежегодно рождалось бы по 23 ребенка, а умирало только два-три человека. Правда, еще шестеро молодых людей уезжали бы из деревни в другие города и страны в поисках более высокого заработка.

В деревне нашей будет около 97 пенсионеров, 180 школьников, 29 студентов, работающими являются 532 человека.

Из них 176 человек трудятся в крестьянских и фермерских хозяйствах, в которых производится каждый день 254 килограмма мяса, 758 литров молока и 315 яиц, чего бы хватало для всей деревни. В данном населенном пункте содержалось бы 2300 овец, 302 головы крупного рогатого скота, но всего 88 лошадей и 35 свиней. Есть даже пять верблюдов!

В основном работники сельского хозяйства получали бы зарплату в 28 тысяч тенге – самую низкую в Казахстане.

Далее. В нашей деревушке в сфере малого бизнеса работают 190 человек. 118 – в торговле, получая около 53 тысяч тенге. В промышленности у нас работают 40 человек (зарплата – 67 тысяч тенге), в строительстве – 28 человек (87 тысяч тенге), в образовании – 52 человека (57 тысяч тенге). Управляли бы деревней 16 чиновников, еще шестеро занимали бы другие руководящие должности.

Работники банковской сферы имели бы зарплату в 105 тысяч тенге, но их в нашей деревне только трое. Работники сферы искусства получали бы 69 тысяч тенге в месяц.

Увы, 30 трудоспособных людей сидят в нашей деревне без работы. Доходы 53 человек – ниже прожиточного минимума (это около 14 тысяч тенге). Еще 17 – за чертой бедности. 180 жителей получают государственную социальную помощь – жилищные пособия, пособия на детей до 18 лет, адресную помощь. В среднем ежегодно каждому государство выделяет 9340 тенге в год, или 778 тенге в месяц. 66 стоят в очереди на получение земельного участка.

Зато каждый десятый житель деревни имеет автомобиль, который ежедневно выбрасывает до полутора килограммов вредных веществ. Это приводит к катастрофическим последствиям – более двухсот жителей страдают заболеваниями органов дыхания.

К сожалению, вообще жители нашей деревни не могут похвастаться своим здоровьем. У 31 человека болит сердце, у 5 – онкологические заболевания. Трое больны туберкулезом, пятеро состоят на учете в наркодиспансере. Спортом же в деревне постоянно или время от времени занимаются только 100–150 человек.

Около 260 женщин находятся в детородном возрасте, но только одну из пяти можно считать абсолютно здоровой!

При этом на всю деревню пришлось бы всего восемь врачей, но только одна медсестра и один акушер. В то же время 20 человек в нашей виртуальной деревне работали бы чиновниками или функционерами в сфере здравоохранения.

Ежегодно в виртуальной деревне совершалось бы семь преступлений, три из которых – кражи. В большинстве своем закон преступали бы безработные, двоих из которых в конечном итоге привлекали бы к уголовной ответственности.

Вот такой получилась бы Жамбылская область в миниатюре.

P. S. Этот материал не претендует на научный труд, расчеты носят приблизительный характер и могут иметь погрешности.

Подготовлено на основе данных за 2009–2011 годы областного департамента статистики, областного управления здравоохранения, областного управления координации занятости и социальных программ, областной прокуратуры, Таразского государственного университета.

Жамбылская область