Кто виноват в тотальном провале важнейшей государственной реформы

Пандемия, возможно, и нипочем, а вот искусственные трудности, которые возникли по вине чиновников и до сих пор ими не устранены, это совсем другие истории. Прежде чем перейти к болевым точкам реформы, давайте посмотрим на карту позора.

Даже не знаешь, что на это сказать…

За полтора года, – хорошо, начало 2020-го в счет не берем, был общестрановой карантин, – за год в республике с новыми формами управления определились собственники в 8 892 жилых домах, что равнозначно количеству домов в одном городе – Алматы. Он и лидер, здесь зарегистрировано 427 объединений собственников имущества (ОСИ) и 729 простых товариществ (ПТ), вторая строчка за Алматинской областью – 934 ПТ и 98 ОСИ. Извините, но бледно на этом фоне выглядит столица – 351 ОСИ, и в самом хвосте реформы плетется Западно-Казахстанская область со 110 простыми товариществами и 17 объединениями. Представьте себе, гигантская область с десятками городов и населением свыше 600 тысяч человек – и всего 127 жилых домов.

Теперь самое время отвечать на вопрос, кто повинен в подобном тотальном провале важнейшей государственной реформы?

Ответ очевиден только на первый взгляд: да, кураторы ЖКХ в правительстве оказались неспособны оперативно реагировать на изменения, вместо того, чтобы нормативным приказом прописать процедуру перехода от КСК к новым формам управления в условиях пандемии – тишина и молчание по сей день.

Добавлю, сама процедура перехода даже для мирного времени не была и по сей день не прописана, никто из собственников не знает, что им делать, если председатель КСК идет в отказ, и они не могут ни подписать с ним акт приема-передачи документации, ни получить прочие важности по общедомовому хозяйству.

Нынешняя редакция Закона “О жилищных отношениях” и нормативные документы не дают ответа на главный вопрос: кто в доме хозяин, после того как пройдена процедура государственной регистрации ОСИ или подписан договор о совместной деятельности простого товарищества? К слову, товарищам нужно после этого обязательно вставать на учет в местное управление жилищной политики, но об этом тоже нигде сегодня в законодательных актах информации нет. Собственники узнали об этом из наших статей.

Почему нигде не прописано, что после того, как все процедуры с государственными органами пройдены и закончился 3-дневный срок после получения уведомления председателем КСК, а этим деятелем ничего не сделано, то все действия бывшего управдома считать недействительными и незаконными?

Отсутствует требование к компаниям, предоставляющим единые платежные квитанции, немедленно прекратить обслуживания КСК по домам, собственники которых предоставили им документы о государственной регистрации ОСИ либо протокол общего собрания о создании простого товарищества.

Здесь нам придется снова отвлечься: мы начали писать о проблемах новых управленцев с заключением договоров с этими конторами более года назад. Напомню: в массовом порядке председатели КСК стали отказываться подписывать акт приема-передачи с новыми управленцами, передавать им документацию по дому, а без них биллинговые компании отказывались заключать договор. В результате власть и деньги оставались в руках свергнутых, но не свергаемых председателей КСК, а новые структуры ОСИ или товарищества существовали только на бумаге. 

Примечательно поведение чиновничьего люда в данной ситуации. Управления жилищной политики на местах посчитали для себя возможным уйти в отказ и вместо проведения проверок предлагать собственникам обращаться в суд. А главный куратор в лице министерства поначалу отправлял новых управленцев в управления жилищной политики, мол, они обязаны контролировать соблюдение законности в сфере ЖКХ, а потом и вовсе перешли на обтекаемые формулировки, спустив всё на тормозах: вся история “падения” отражена в ответах на наши запросы.

Правда, в какой-то момент нас в министерстве индустрии и инфраструктурного развития услышали, и в проекте поправок в нормативный приказ ими было включено требование к биллинговым компаниям ограничить перечень документов для заключения договора только свидетельством о регистрации ОСИ или протоколом общего собрания и договором для простых товариществ. Не успели мы похвалить чиновников, как они тут же включили заднюю и исключили жизненно важное требование в окончательном варианте нормативного приказа!

Вот как они нам это объяснили: “…Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законодательством. Таким образом, организации, выставляющие платежные документы, являются самостоятельными юридическими лицами, и государственный орган не вправе вмешиваться в их деятельность и устанавливать требования и условия по заключению договора с физическими и юридическими лицами…”. ОСИ “Красная роза”: почему председатели КСК в Казахстане по-прежнему отказываются передавать дела новым управленцам

Даже не знаешь, что на это сказать, ведь сами же написали: “содержание соответствующего условия предписано законодательством”, так почему законодательством не предписали? Подробно на этом мы остановились неслучайно, ситуация с заключением договоров с биллинговыми компаниями не разрешена, и жалобы новых управленцев продолжают поступать и к нам, и к нашим коллегам из других изданий, а нужно-то всего лишь написать про это в нормативном приказе. Более того, при нынешних законодательных порядках высока вероятность, когда собственники станут получать по 2 квитанции на оплату – от КСК и ОСИ либо ПТ, и с этим уже сейчас нужно что-то делать.

Пламя революции

Теперь мы подошли, на мой взгляд, к главной причине провала: помимо безграмотных действий ответственных за реформу чиновников переход от одной формы управления тормозит отсутствие прав у… собственников.

После внесения последних поправок в Закон “О жилищных отношениях” изменилось многое, кроме основного – право созывать собрание имеет только председатель КСК, совет дома и… 10 процентов от числа собственников. Наши постоянные читатели знают, что нынешняя жилищная революция, как и сама концепция “один дом – один орган управления – 2 банковских счета”, мягко говоря, позаимствована нашими реформаторами у соседей. Беды в том нет, это обычная практика, но зачем же так бездарно это делать?

В российском Жилищном кодексе право собирать общее собрание имеют не только вышеперечисленные лица, но и каждый собственник. Если ваш сосед простой склочник, то по его зову больше раза никто и не придет, а если он дело предлагает, то его и поддержат другие собственники. Почему же эта норма не была включена: за точный ответ обязательно у министерства спросим, но, на наш взгляд, наличие подобного права не повредит никому, кроме нежелающих отдавать власть и деньги управленцев. Причем как нынешних председателей КСК, так и тех, на которых могут напороться собственники в будущем.

Расскажу историю из недавнего прошлого: в доме, где мне пришлось иметь в собственности квартиру, завелась гражданочка, неприятная во всех отношениях. Опустим криминальную и темную предысторию ее появления в числе собственников, нас интересует ее “восхождение” во власть: прежняя председательша, проворовавшись, испугалась законного возмездия, и втихаря состряпала протокол об избрании гражданочки председателем КСК.

Никаких объявлений об общем собрании на дверях подъездов – просто обежала “своих” и получила нужное количество закорючек в бумаге.

В законе это действие называется письменный опрос, и хоть проведена процедура была с нарушением, и подписывали все, кому ни попадя, но место председателя гражданочка получила.

Спросите, почему народ безмолвствовал? Отвечу: кто-то из собственников в доме не проживал, кто-то, и их большинство, заняты на работе и не следили за телодвижениями, да и в известность никто никого не ставил, объявлений, повторю, никаких не было. Когда опомнились, уже больше года прошло – всё это время гражданка сидела тише воды ниже травы, о ее существовании и не знали, а узнали, когда получили квитанции с другим размером платежей на расходы по содержанию общедомового имущества. И снова никаких объявлений об общем собрании, по старой схеме обежала “своих”, полученных в наследство от предшественницы, и получила нужное число закорючек.

Здесь самое время сказать, что незаконные закорючки и методы их получения суд осудил и решение об увеличении размера суммы платежей на расходы по содержанию общедомового имущества по моему иску отменил. Но вот только мои соседи о том не узнали, хотя решение суда было вывешено в Интернете, объявления о том на дверях подъездов мною вывешены и… гражданочкой быстренько сорваны.

При таком раскладе самое время было проводить общее собрание собственников, но прежняя редакция Закона “О жилищных отношениях” мне, как и любому другому собственнику, такого права не давала. Повторю, нет этого права и сейчас. Для созыва общего собрания мне необходимо было найти из числа малознакомых людей, проживающих в одном доме, еще 5 человек. Поверьте, задача при нынешних нравах в обществе практически неисполнимая.

Конечно, в моем случае мне многое удалось, наши постоянные читатели знают, что гражданочка не только слетела из председателей, но и продала квартиру. Но моя история не исключение: обычная практика, когда кого-то из собственников безоглядное воровство председателя КСК и разруха в доме достают больше других. Они бы еще тогда, до революции, хотели созвать собрание, поставить вопрос о перевыборах, выходе из КСК, но не могли этого сделать.

Не дали такой возможности им и сейчас: в новой редакции в этой части всё осталось по-старому. Поэтому обращаем внимание куратора в правительстве – министерства индустрии и инфраструктурного развития, депутатов: хотите провести реформу, так дайте ее провести тем, кто этого хочет и сможет. Дайте право созывать и проводить общее собрание каждому собственнику, а не 10 процентам, которые в жилых домах не наберешь. Народной инициативы могут бояться только проворовавшиеся председатели КСК, а остальным вроде бы бояться нечего или мы ошибаемся?..

АЛМАТЫ