Редакция медиа-портала Caravan.kz со ссылкой на STAV.AIF.RU вспоминают хронику страшных событий.
1951 год запомнился Восточному Казахстану отнюдь не лицеприятными событиями – во время беспорядков на этнической основе коренные жители разгромили поселок депортированных чеченцев. В начале 50-х годов переселенные в Казахстан вайнахи трудились, в основном, на тяжелом производстве: добыча полезных ископаемых, стройки в Усть-Каменогорске и Лениногорске, возведение ГРЭС на Иртыше. Вместе с ними были задействованы не только специалисты со всей страны, но и освобожденные из тюрем.
Проблемы начались с убийства - якобы выходцы из Чечни убили маленькую дочку вдовы солдата Красной армии. По другой версии, жертвой жестокой расправы стал милиционер. Обвинили в преступлении выходцев из чеченской диаспоры, что привело к возникновению массовых беспорядков – стали ходить слухи о неких кровавых горских обрядах, в которых чеченцы использовали маленьких детей.
Так или иначе, но 10 апреля 1951 года в Чечен-городке началась бойня, не прекращавшаяся три дня. Представители диаспоры схлестнулись с местными горняками, напавшими на чеченское поселение. Испуганные старики, женщины и дети пытались перебраться на другой берег Ульбы, но многие погибли – весенний лед на реке просто не выдержал.
Позже в Чечен-городок прибыли военные. Бойню удалось остановить. Только в тот день близ реки погибло, по официальным данным, 40 человек, - пишет АиФ.
По свидетельствам очевидцев, бунт в чеченском поселении был спланированной провокацией. Согласно данным из справки АиФ, «Николай Головачёв, который в те годы работал секретарём парткома в тресте «Алтайсвинецстрой», уверяет, что во главе беспорядков стоял обер-лейтенант немецкой армии, который завербовался на стройку из Белоруссии. По национальности зачинщик был русским».
О произошедшей бойне в ВКО доложили Сталину. В регионе начались массовые аресты – только за один день было арестовано около полусотни рабочих. Инициатора бойни так и не нашли. Арестованные рабочие, русские и чеченцы, которым вменяли организацию массовых беспорядков, были осуждены за преступления «против порядка управления и за погромы». Статья, которые в те годы предусматривала длительный срок лишения свободы или расстрел с конфискацией имущества. Судьёй, по свидетельствам очевидцев, был Лев Смирнов — один из обвинителей Нюрнбергского процесса.