Кто в отражении: чем важен фильм "Зеркала"

Название фильма сразу отсылает нас к трагедии, происшедшей год назад. Бронзового призера Олимпийских игр в Сочи фигуриста Дениса Тена тяжело ранили во время кражи зеркал средь бела дня в центре Алматы. Из-за большой потери крови любимец тысяч казахстанцев скончался в больнице. И картина Рашида Сулейменова напоминает об этом и названием, и сюжетом.

Но на самом деле, по большому счету, лента – о равнодушии, которое окружает нас повсеместно. В ней затрагивается проблема неустроенности молодежи, вынужденной из аулов переезжать в города, а там из-за неимения прописки, профессии подающейся в криминал. Отрадно то, что режиссер не занимается морализаторством, никого не обвиняет, а просто показывает то, что есть. Череда необдуманных поступков приводит к смерти, а друг, еще вчера с тобой деливший хлеб и кров, заявляет, что убил человека ты, когда это сделал он сам.

На обсуждении после показа фильма для кинокритиков говорили много и эмоционально. Одна девушка заявила, что общественно-политическая ситуация в стране знакома каждому из нас и легко угадываема в картине. Другому зрителю не хватило объяснений, почему парни, совершающие воровство зеркал, оказались в городе и почему они идут на такое преступление. Собственно, эти выступления могут служить поводом для детального анализа умонастроений в обществе и разности восприятия увиденного на экране. Если сюжет знаком всем, то зачем разжевывать, разъяснять?

Вообще, споры о том, должен ли творец расставлять акценты и объяснять смысл произведения, ведутся постоянно. Но разве мы перестаем воспринимать фрески Микеланджело даже в фотографиях, если не знаем замысла художника? Вот и кинорежиссер не должен ничего объяснять, почему он именно так сделал картину, а не иначе.

Сулейменов известен в мире кино не только в Казахстане, но и вне его. Он – лауреат нескольких премий различных фестивалей. По первому своему образованию Рашид – журналист, и это накладывает отпечаток на восприятие им мира. У него самого три раза снимали зеркала с личного авто. Из Интернета он узнал, что только в Алматы действует примерно 3 000 “зеркальщиков”, и нужно об этом рассказать языком кино.

Каким получился результат? Ответ на этот вопрос дадут зрители. А критики практически единодушно решили: фильм получился. И по закрученности сюжета, и по новому для казахстанского кино жанру – социальной драме, и по игре актеров.

АЛМАТЫ