Кто услышит глас народа

“Такой начальник нам не нужен”

Совет общественности Семея возмутился тем, что начальник местной полицейской службы игнорирует предложения о совместной работе. На протяжении нескольких месяцев городские активисты поднимают вопросы о решении проблемы бытового насилия. К примеру, все лето ОО “Центр семьи” пытался защитить семейчанку, которую на протяжении 20 лет методично избивает муж. Женщина, которую бывший муж регулярно избивает, не может добиться справедливости 20 лет

Тогда Центр семьи обвинил главу местной полицейской службы Радика САЙФУТДИНОВА в том, что он передает мужу-тирану сведения об инициативах этой общественной организации.

В октябре нынешнего года совет решил обсудить меры борьбы с бытовым насилием совместно с органами правопорядка. Но начальник местной полицейской службы Сайфутдинов на ту встречу не пришел, из-за чего обсуждение пришлось отложить. Этот вопрос должен был вновь стать темой разговора уже в декабре, когда по всей стране проходила акция “16 дней без насилия”. Однако и на этот раз глава местной полиции не нашел времени встретиться с активистами.

– Мы в течение нескольких месяцев за ним ходим. Но напрасно собираем множество людей, которые работают с вопросом бытового насилия. К нам каждый день приходят пострадавшие женщины. А взаимосвязи с органами правопорядка нет. Даже оперативную информацию о фактах бытового насилия не можем получить, чтобы своевременно оказать помощь жертве. Столько вопросов назрело, столько проблем накопилось, а начальнику местной полицейской службы и дела до этого нет! – возмутилась председатель совета общественности Семея Жанна ЖИБРАЕВА. – Мы объявляем общественное порицание г-ну Сайфутдинову и будем обращаться в управление по делам госслужбы и к руководителю УВД, потому что нам не нужен такой начальник местной полицейской службы, который игнорирует вопросы совместной работы по решению архиважной проблемы насилия.

“Не игра” без юридической силы

Другой скандал разгорелся вокруг строительства. Чтобы учитывать мнение населения по застройке, во всех городах были созданы градостроительные советы, в которые входят общественники. Однако решения этих советов носят рекомендательный характер и не имеют юридической силы. И в Семее уже были прецеденты, когда градостроительный совет был против строительства конкретного здания, но разрешение все же было выдано. При этом из-за отсутствия четких объяснений причин складывается впечатление, что акимат использует градостроительный совет в своих целях: когда это удобно, его мнение учитывается, когда нет – оно игнорируется.

“КАРАВАН” спросил у градоначальника: зачем тогда вообще игры в советы, если их мнение никого не интересует?

– Нет, это не игры, – возразил аким Семея Ермак САЛИМОВ. – Да, многое в Семее вот так вот строилось. Я принимаю на себя то, что именно по таким мотивам ушел с поста бывший главный архитектор города. Сегодня в городе есть немало строек, вокруг которых разгорались споры, но мы принимаем решения в рамках правового поля. Однако градостроительный совет – это совещательный орган, и его решение не имеет юридической силы.

Главный архитектор расхождений не заметил

Один из последних примеров – строительство многоэтажного жилого дома в центре Семея, возводимого вопреки мнению градостроительного совета.

– Да, я не исключаю, что раньше, может быть, игнорировали мнение этого совета, но сегодня мы такого не допускаем, – заверил главный архитектор Семея Бахтияр САЛИМОВ. – Что касается строящегося дома, о котором идут споры, то никаких возражений совета не было. Было лишь одно замечание – повысить этажность дома для композиционной архитектурной завершенности перекрестка. Проектировщик внес изменения, заказчик исполнил их и вместо семиэтажного здания теперь возводится девятиэтажное. Многоэтажка, которую строят без разрешения, угрожает жизни ученикам двух школ: чиновникам все равно

– Это совершенно не так, – заявил член совета общественности и градостроительного совета Николай ИСАЕВ. – Градостроительный совет рекомендовал отправить проект этого здания на доработку. И возражения касались не только высоты, но и непродуманной парковки будущей многоэтажки, так как места для стоянки там нет, и будущие жильцы, а также посетители офисной части здания будут парковаться на проезжей части этого оживленного перекрестка. Также мы рекомендовали решить вопрос с теплоснабжением проектируемого здания без потерь всего жилого квартала. Так что положительного решения мы не принимали, а возражения касались не только этажности новостройки. Но наше мнение проигнорировали. Никакой доработки сделано не было, а проект утвердили без учета мнения градостроительного совета.

Исключение из правила

Между тем прошло вот уже два года, как общественным советам придана особая роль в государственной политике.

В рамках поручения главы государства, обозначенного в “Плане нации – 100 конкретных шагов”, в 2016 году появился Закон “Об общественных советах”, который, к слову, гласит, что одной из задач является учет мнения общественности при обсуждении и принятии решений.

Сегодня в стране работает уже 229 таких советов. Их деятельность стала новым форматом взаимодействия власти и общества, она создает возможности для общественного влияния на дела государства. Да, это совещательные органы, но их задача – повышать прозрачность принятия государственных решений. Это азы демократического развития страны. И в Казахстане есть немало примеров успешного и эффективного взаимодействия. Почему в Семее они не имеют авторитета в глазах некоторых госслужащих – вопрос, на который ответа нет.

СЕМЕЙ