Кто убил кассира обменника: жуткие подробности ограбления пункта обмена валюты в Алматы

Кошмар возле кинотеатра

Но выяснилось это, конечно же, не сразу. Первое, что увидели криминалисты, следователи и оперативники, когда вошли в помещение пункта обмена валюты возле кинотеатра “Сары-Арка”, была мертвая женщина.

Анна Смирнова лежала на полу в луже крови, над ней в стене зияли две пулевые отметины.

Тщательно зафиксировав положение тела погибшей, криминалисты в присутствии понятых обнаружили и изъяли пули. Позже следователь вынес постановление о направлении их на баллистическую экспертизу.

Затем сотрудники криминалистического управления, обработав все гладкие поверхности стен и стола, обнаружили там следы пальцев рук. Тем временем следователь с оперативниками опрашивал продавцов из расположенных поблизости магазинчиков, а также сотрудников охраны. Те показали, что слышали внутри обменника шум борьбы, а потом прозвучали два выстрела. Их показания полностью совпадали с картиной преступления: одна из пуль пробила правую ладонь потерпевшей, а вторая попала в голову.

На вопрос, почему, услышав шум, никто не поспешил на помощь женщине-кассиру, охранники и продавцы ответили, что они попытались, однако дверь обменного пункта преступники заперли изнутри.

Вызвав владельцев пункта обмена валюты, сотрудники полиции выяснили, что из сейфа пропала сумма в разной валюте, эквивалентная примерно 1,5 миллиона тенге. Тело погибшей направили на судебно-медицинскую экспертизу. Спустя несколько дней следователь получил заключение. О том, что причиной смерти женщины явилось пулевое ранение в голову, он и без того знал. Но вот описание странгуляционной борозды оказалось неожиданностью: располагалась она не на шее, а на подбородке!

Получается, кассира сначала пытались задушить, но она сопротивлялась? Поэтому-то преступник, не сумев накинуть удавку ей на шею, решил застрелить несчастную?

“Пальчики” оставил... полковник-орденоносец

Баллистики, изучив изъятые пули, пришли к выводу, что выпущены они были из пистолета Макарова. Но не из табельного, так как в пуле-гильзотеке такие не значились. Однако самый громкий сюрприз неожиданно преподнесла дактилоскопическая экспертиза.

В присланном заключении значилось, что некоторые из обнаруженных в помещении пункта обмена валюты следы пальцев рук принадлежат… полковнику полиции Владимиру Полинарову!

Что и говорить, многие сотрудники следственно-оперативной группы испытали тогда самый настоящий шок! Когда же следствие попыталось узнать, как его пальцы оказались в банке данных, пришла пора изумляться во второй раз.

Но сначала необходимо сказать пару слов о личности самого полковника. Полинаров являлся боевым офицером, проходил службу в Афганистане, был награжден орденом Красной Звезды. Затем служил в органах внутренних дел и даже успел побывать начальником УВД города Кокшетау. В июне 2002 года его перевели в Южный РУБОП, который располагался в Алматы. Он вошел в группу по раскрытию экономических преступлений.

Но новые коллеги оценили оперативные способности полковника весьма невысоко. Примерно так: “подай, принеси, теперь иди… не мешай!”. А 8 июля 2004 года сотрудники финансовой полиции задержали Полинарова на рынке “Ялян”.

Боевого офицера подозревали в вымогательстве у торговцев – граждан КНР крупной суммы денег.

Хитрые коммерсанты повозмущались немного, но заплатить пообещали. Затем, заманив в кладовку, заперли его там и позвонили консулу КНР в РК. На место приехали сотрудники финансовой полиции и оформили всё как положено. Так пальцы служивого оказались в базе данных. Пока шло расследование, Полинарова вывели за штат, и он целый год просидел без зарплаты. Чем не повод для налета на обменник?

...Увидев сотрудников полиции, полковник дергаться не стал. Сразу сделал вид, что готов сотрудничать со следствием.

Первым делом выдал орудие убийства гражданки Смирновой – пистолет Макарова, который спрятал в доме своего родственника, бывшего вице-министра МВД.

Впоследствии из-за преступных и крайне глупых действий полковника-афганца его высокопоставленный родственник был вынужден подать рапорт об отставке.

Подельника сдал сразу

Подозреваемый на первых же допросах назвал имя своего сообщника. Им оказался опытнейший оперативник майор Сахиб Мамедов. Следствие выяснило, что потерпевшая была хорошо знакома с полковником, он частенько захаживал к ней в тот самый обменный пункт. Так возникла версия о том, что никакого разбойного нападения, возможно, и в помине не было! Полинаров просто в очередной раз заглянул к знакомой. А когда Мамедов отлучился, между ним и кассиршей началась ссора. Затем он набросился на женщину с удавкой и принялся ее душить, а когда той удалось вырваться, в ярости схватился за пистолет… Главарь банды убийц – бывший прокурор

В пользу такой интерпретации событий говорило и то, что все бывшие коллеги Полинарова указывали на его истеричность, он вполне мог впасть в такое состояние, когда уже не имел возможности контролировать свои действия.

Когда же майор Мамедов вернулся и увидел, что натворил приятель, то они решили инсценировать разбойное нападение. Чтобы пустить следствие по ложному следу. С этой же целью парочка похитила из сейфа обменника около 1,5 миллиона тенге в разной валюте и скрылась. Ведь если бы друзья действительно решили организовать налет на “Жулдыз-Ай”, то, вероятно, подождали бы, когда там окажется более крупная сумма?

На первый взгляд, вроде бы всё выглядело гладко. Но тут у следствия возникло подозрение, что Полинаров решил всю вину взять на себя. Но зачем? Чтобы просто выгородить друга?

На допросах майор Мамедов вел себя гораздо более уверенно, нежели его приятель. Он категорически отрицал свое участие в этом преступлении. Заявив, что не очень хорошо понимает по-русски, майор потребовал, чтобы ему предоставили переводчика с азербайджанского языка. Но, когда того привели, отказался от его услуг. Мол, переводчик говорил не на его родном наречии.

Суд решил, что стрелял майор Мамедов

В ходе допросов подозреваемые не раз меняли свои показания. Сперва сказали, будто стрелял Полинаров, а Мамедова там вообще не было. Потом полковник заявил, что роковые выстрелы он сделал случайно. Просто показывал Смирновой пистолет. Но результаты различных экспертиз, показания свидетелей и изъятые улики указывали на другое. Выходило, что стрелял все-таки майор Мамедов. В багажнике его авто оперативники нашли окровавленный платок. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, обнаруженная на нем кровь принадлежала убитой. Что, кстати, полностью совпадало с первичными показаниями Полинарова. Он вначале говорил, что стрелял Мамедов, а потом вытер испачканные в крови руки именно этим платком. Выводы одорологической (запаховой) экспертизы также указывали на Мамедова. На изъятой удавке и пистолете сохранился запах майора. Так следствие пришло к выводу, что стрелял в потерпевшую все-таки Сахиб Мамедов.

Согласно материалам предварительного расследования, приятели спланировали это нападение заранее.

Войдя в обменный пункт, Мамедов набросился на женщину с удавкой. Но так как она начала активно сопротивляться, то петля затянулась не на шее, а на подбородке. Когда же Смирновой удалось вырваться, Мамедов дважды выстрелил в нее из пистолета.

Первая пуля пробила женщине правую ладонь, а вторая угодила в голову. Охранники и продавцы соседних магазинов слышали шум борьбы, но помочь ничем не смогли. Ведь приятели, войдя в обменник, заперлись там изнутри. Впрочем, данная версия вызвала очень большие сомнения у бывших коллег майора Мамедова. Дело в том, что он являлся мастером спорта по борьбе, и, если бы схватил потерпевшую, то ей уж точно не удалось бы вырваться из его мощных рук. Но суд принял версию следствия.

…Во время первого судебного процесса государственный обвинитель потребовал приговорить Владимира Полинарова к 23 годам лишения свободы, а Сахиба Мамедова – к 22. Но тут подсудимые вновь начали менять показания и договорились до того, что потерпевшая якобы сама себя застрелила.

В результате суд оправдал Мамедова за недоказанностью вины, и майора освободили из-под стражи прямо в зале судебного заседания.

Что касается Полинарова, то по ряду предъявленных статей его оправдали, а дело по убийству кассира суд вернул на дополнительное расследование. Лишь после протеста прокуратуры в коллегию по уголовным делам Верховного суда дело вновь возвратили в городской суд на новое рассмотрение и уже в ином составе.

И на сей раз суд признал Полинарова виновным по статьям УК РК 173, ч. 2, 308, ч. 4, 251, ч. 2, 96, ч. 2, и приговорил его к 17 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Мамедов же был признан виновным по двум статьям УК РК – 96, ч. 2, и 251, ч. 2, 4. Его приговорили к 18 годам лишения свободы с конфискацией личного имущества и с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Ответа на вопрос, где находятся похищенные из сейфа обменника деньги, нет до сих пор.

...У Анны Смирновой остались сиротами трое детей.

АЛМАТЫ