“Особо охраняемая территория” – так значится “Гусиный перелет” в официальных документах – на деле практически не охраняется вообще. И “черные палеонтологи” спокойно находят свою добычу – кости доисторических животных, которые потом за десятки тысяч долларов продают за границей.
“Гусинкой” и ее древними обитателями – стадами, бродившими здесь от 12 до 25 миллионов лет назад, – очень живо интересуются ученые Японии и США. А вот павлодарские власти не особо ценят богатство, которое находится буквально под ногами – сегодня на этом уникальном месте образовалась громадная свалка.
Открытие планетарного значения
Название у “Гусиного перелета” с весьма романтическим оттенком. Эту местность – примерно 800 метров на обрыве реки – окрестили так, потому что здесь дикие гуси делали остановку во время миграции.
А 80 лет тому назад, в 1928 году, еще молодой палеонтолог Юрий Орлов обнаружил здесь уникальное захоронение доисторических животных. Позже он стал светилом – великим советским ученым, академиком, директором Палеонтологического института Академии наук СССР, а также написал библию всех палеонтологов – книгу “В мире древних животных”. Павлодарский опыт в изучении геологического мира стал открытием поистине планетарного значения. Целое кладбище пикермийской фауны (по ее первому раскопанному в прошлом столетии местонахождению близ деревни Пикерми, около Афин в Греции), иначе – фауны гиппариона, таких масштабов в мире еще не встречалось.
Несмотря на то что время было тяжелое, из Москвы была снаряжена крупная экспедиция, которая вела на Гусинке работы в 1929–1930 годах. С захоронения было вывезено несколько вагонов костей животных – около 16 тонн фрагментов и целых скелетов антилоп, жирафов, гиен, оленей, носорогов-хилотерий, предков слонов – мастодонтов, страусов, черепах и прочих представителей древнего мира животных. Наиболее ярким среди них была трехпалая лошадь – гиппарион, по имени которой названа фауна того периода.
Кстати, тогда произошел курьезный случай. Начальник железнодорожной станции Павлодара потребовал справку от палеонтологов, что животные умерли не от ящура, свирепствовавшего в те годы. На целый месяц москвичи застряли в Павлодаре, доказывая, что костям миллионы лет.
В московском Палеонтологическом музее РАН выставлен целый зал экспонатов с “Гусиного перелета”. Другая часть была представлена в Ленинграде. Конечно же, сегодня есть экземпляры и в Павлодаре – в краеведческом музее и в музее местного педагогического института.
Африка начиналась в Павлодаре?
С 1930 года захоронение вошло в историю. После этого любой уважающий себя палеонтолог на любом из континентов знал, что где-то в далеком Казахстане, в городе Pavlodar, на месте под диковинным названием “Гусиный перелет”, расположена богатейшая коллекция. И невдомек исследователям древности, мечтающим провести здесь раскопки, в каком ужасающем состоянии пребывает эта сокровищница. Не подозревают они, что через каких-то 20 лет уникальное место может остаться лишь в трудах палеонтологов. И все из-за равнодушия и безалаберности казахстанцев.
Подобные захоронения имеются и в других странах. Например, в Австралии, Греции, Индии, Китае, Монголии и Украине. Однако они не идут ни в какое сравнение с Гусинкой по количеству особей, по редкости некоторых видов и их сохранности.
В 1960 году казахстанские исследователи на Гусинке обнаружили останки самых разных и необычных животных, их коллекция пополнилась мелкими позвоночными. В том числе зайцами, змеями, земноводными, мышовками, пищухами, тушканчиками и птицами. А еще удалось найти массивную нижнюю челюсть одного из самых крупных на континенте саблезубов-махайродов. Палеонтологи убеждены, что на захоронении до сих пор таятся необычные находки, способные удивить мир.
Ведь животные “Гусиного перелета” жили в особенное время – неогеновый период кайнозойской эры. Изучение их останков может открыть ученым многие тайны истории развития Земли.
Еще одна особенность Гусинки в том, что на захоронении встречается позвоночная форма ластоногих. Например, моржа. И это значит, что на территории Павлодарской области давным-давно бушевало море и здесь был мыс.
Регион стоит на стыке двух геологических образований. Они когда-то разошлись, а потом вновь соединились. Поэтому имеется схождение двух совершенно разных фаун.
По версии некоторых палеонтологов, африканский животный мир формировался на Евразийском континенте. Казахстанские специалисты полагают, что именно в Павлодарской области, на “Гусином перелете”, имеются тому убедительные доказательства.
“Юрский парк” по-казахстански
В 1971 году “Гусиный перелет” вошел в число памятников природы республиканского значения. Тогда, по идее, и должен был начаться благополучный период его существования – государство взяло на себя его охрану! Но ничего подобного не произошло. Не изменилась к лучшему судьба уникального места и в 2001 году, когда Гусинку включили в реестр памятников природы суверенной Республики Казахстан.
Павлодарский ученый Канат Ахметов, занимающийся решением проблемы “Гусиного перелета” около 20 лет, говорит, что памятник природы имеет не только научную ценность. Но и для города он может стать образцовым местом отдыха и привлечь немало туристов. Уже много лет в планах остается проект создания музея под открытым небом, который может стать визитной карточкой республики.
– Почему бы не сделать “Гусиный перелет” туристической точкой? – спрашивает он. – Только на палеонтологических местах Павлодарской области можно открыть отличный маршрут!
Музей под открытым небом, по замыслу инициаторов проекта, может представлять собой воссоздание древнего ландшафта со скульптурами видов вымерших животных в натуральную величину и различными павильонами-музеями с фрагментами костей. В общем, эдакий “Юрский парк” по-казахстански.
Энтузиасты даже проект составили. И в 2002 году на заседании постоянной комиссии по экологии и градостроительству гормаслихата было принято специальное постановление. И при формировании бюджета на следующий, 2003 год планировалось выделить средства на проведение технико-экономического обоснования проекта, предложенного учеными. Но позже законодательная власть сочла, что есть более важные дела, и отложила финансирование. Через год-два энтузиазм депутатов поутих и вовсе сбавил обороты...
Чинуши закрыли глаза и уши
Работники различных ведомств вот уже много лет ведут между собой переписку и никак не могут определить, кто же должен отвечать за уникальный памятник природы. Первоначально намеревались закрепить Гусинку за областным краеведческим музеем, позже – за Баянаульским национальным парком, хотя Баянаул расположен в 200 километрах от Павлодара. Логичнее, наверное, придать самостоятельность памятнику природы мирового уровня.
Но пока чиновники упражняются в эпистолярном жанре, загвоздка с выявлением юридического статуса тормозит финансирование.
А ведь для того, чтобы хотя бы оградить Гусинку от вандалов и расхитителей, нужно всего около 2 миллионов тенге. Деньги, не сопоставимые с мировым значением этого места.
Ризабек ИСАБЕКОВ, фото автора и из архива К. Ахметова, Павлодар