Кто следит за чистотой?

Рай для крыс

– Алло! Я живу в частном секторе, за Малой станицей. В летнее время у нас появляются крысы. Такая же ситуация у знакомых на Алматы I. Вроде грызунов травят, почему тогда их не становится меньше?

Начальник отдела по надзору за коммунальными объектами Егор ТАРКИНСКИЙ:

– Ежегодно весной и осенью в Алматы проводится дератизация – травим грызунов, обрабатываем открытые территории города, частные домовладения, арычную сеть. Эффективность проводимых мероприятий составляет 85 – 90 процентов. Но в связи с тем, что плодовитость крыс очень высокая, количество их быстро восстанавливается. Осенью будет проведен второй тур.

Почему в нижних районах грызуны? В этих районах города много частных домовладений, где жители содержат домашних животных, птиц, корм которых служит пищей и для крыс...

Лариса Лян:

– В частном секторе часто бывают стихийные свалки, которые нередко создают сами жители – несвоевременно вывозят мусор или складируют его на заброшенных участках, многие не соблюдают правила содержания животных. Когда проводится сплошная обработка территории города от крыс, жители частных домостроений должны тоже принимать в ней участие – травить на своих территориях грызунов. Там, где жители обрабатывают свои участки, грызунов просто нет!

Существует и такая проблема, как забой скота на частных подворьях, особенно прилегающих к городским рынкам. Зачастую местные жители забивают скот в антисанитарных условиях. Бывает, что вся территория частного домовладения залита кровью, повсюду разбросаны отходы забоя, их сбрасывают в русла рек, оставляют на пустырях и т.д...

Санитарно-эпидемиологичес­кая служба совместно с полицией постоянно проводит рейды. Но, поймите, попасть на частную территорию не всегда возможно, поэтому очень сложно с этим бороться.

Почему туалеты грязные?

– Скажите, санитарные врачи контролируют состояние туалетов в общественных местах – городских парках, зоопарке, а также на рынках? Это же ужас! В них заходить страшно – грязно, ужасный запах…

Егор Таркинский:

– Туалеты в парках эксплуатируются давно. Условия, в которых они работают, достаточно агрессивные. С наступлением весенне-летнего сезона по нашим требованиям проводится косметический ремонт туалетов. Это частная территория, и обязать построить новый туалет мы не имеем полномочий. Но если сейчас закрыть действующие туалеты, то всех посетителей парка и зоопарка мы оставим вообще без туалета.

– Нарушителей вы штрафуете?

– Да, штрафуем. Но дадут ли результаты штрафы в размере от 10 до 50 месячных расчетных показателей, наложенные на директора парка или арендатора туалета? Это еще спорный вопрос.

Лариса Лян:

– При проверке любого объекта мы обязательно проверяем наличие и состояние помещений бытового обслуживания персонала и посетителей. Территория рынков и парков – не исключение. Как правило, туалеты там сданы предпринимателям в аренду. На сегодняшний день жалоб на санузлы, которые расположены на рынках, нет.

В парковых зонах ситуация другая. Туалеты здесь общественного значения, в основном бесплатные. Их уборку осуществляют сотрудники парка, штатные технички, в них качество уборки может быть хуже. С жалобой вы вправе обратиться в администрацию парка, ну а если не поможет – в органы санэпидслужбы.

Безопасны ли сауны?

– Собираемся с подругами в частную сауну. Проверяют ли их санитарные врачи?

Егор Таркинский:

– Основная часть городских частных саун – более 90 – у нас на контроле. Однако есть и такие факты, когда сауны открываются самовольно и некоторый период работают без нашего контроля. Рейдовые проверки по саунам Алматы мы проводили полгода назад. 1 июля закончился мораторий на проверки объектов малого, среднего бизнеса, и мы снова вышли на проверки.

Если сауна не соответствует санитарно-эпидемио­логическим нормам, мы ее закрываем.

Посещая сауну, вы вправе требовать от работников результаты последней проверки и акт согласования с департаментом госсанэпиднадзора.

– Подскажите, куда обращаться, если укусила собака?

Начальник управления эпиднадзора Ольга АСАЕВА:

– В травматологический пункт по месту жительства для получения профилактических прививок против бешенства.

– Какие сейчас инфекционные болезни встречаются в Алматы?

Ольга Асаева:

– За первое полугодие 2009 года в городе отмечалась стабильная эпидситуация по инфекционной и паразитарной заболеваемости. По сравнению с 2008 годом произошло снижение заболеваемости сальмонеллезом, дизентерией, острыми кишечными инфекциями, бактериальными пищевыми отравлениями, иерсиниозом, листериозом, менингококковой инфекцией, краснухой, вирусным гепатитом А, туберкулезом, чесоткой. Вместе с тем растет количество больных гепатитом В среди взрослого населения и педикулезом среди детей.

Продукты третьей свежести

– В супермаркетах Алматы встречаются просроченные продукты. Куда жаловаться?

Лариса Лян:

– Супермаркеты мы проверяем ежеквартально. И такие факты действительно есть. Хотя в целом по Алматы больше проблем с крупными оптовыми магазинами и мелкими предприятиями торговли. Неправильно проведенный маркетинг приводит к тому, что продукции завозится больше, чем надо, проходят сроки годности.

Совместно с финансовой полицией, Комитетом национальной безопасности мы отрабатывали один объект, в котором была большая партия просроченного товара разных наименований, и предприниматели занимались тем, что перебивали ярлыки, писали новые сроки годности. Все это должно было попасть в торговлю. Мы подготовили материалы для передачи в суд, будет возбуждено уголовное дело.

Всего за шесть месяцев забраковано 56 тонн продуктов питания, среди них были с истекшим сроком годности, испорченные и так далее.

Покупателям можно посоветовать следующее. При покупке продуктов питания внимательно смотрите на срок годности. Бывает, что в первых рядах стоит нормальная продукция, а чуть дальше – уже просроченная.

– Кто-нибудь проверяет рынки центральной барахолки? Лепешки, хлеб там продают чуть ли не с земли, продавцы грязные… Понятно, был мораторий. А сейчас как обстоят дела?

Начальник санитарно-гигиенического надзора за пищевыми объектами Лариса ЛЯН:

– Мораторий на проверку предприятий торговли, в том числе рынков, не объявлялся, их мы проверяли всегда. Другое дело, что вокруг территории рынков развита стихийная торговля. Там продают манты, пирожки, булочки. Рейды мы проводим совместно с полицией, но дежурить на всех рынках постоянно санитарные врачи не могут! Стихийных торговцев должна гонять администрация. Но вообще спрос рождает предложение. Если вы видите, что пирожки, хлеб продаются в антисанитарных условиях, – не покупайте!

Замучил мусор!

– Вас беспокоят жильцы “Аксая-4”, дом 39, шестой подъезд. Мы неоднократно обращались в КСК по поводу того, что у нас в подвале стоит вода, из-за этого много комаров не только в подъезде, но и в квартирах на верхних этажах. Рядом с нашим домом и детской площадкой расположены мусорные контейнеры, они постоянно переполнены. Запах стоит жуткий! Возле школы №132, детсада №100 проходит аллея, единственное место, где можно гулять. Но там – сплошная мусорная свалка. Куда нам обращаться?

Егор Таркинский:

– Жители вашего дома оплачивают услуги КСК, соответственно они вправе и обязаны требовать нормального содержания своего дома! Сейчас принимается закон о жилищных отношениях, там все более подробно расписано. Воду в подвале необходимо осушить, затем устранить причины – почему бежит вода, и только после проводить обработку от комаров. Если подвал будет по-прежнему заполнен водой, это не даст результатов!

Претензии по вывозу мусора надо предъявлять мусоровывозящим организациям. Адрес мы записали, ситуацию обязательно выясним!

– Меня зовут Раушан Айкинбаева, я живу в микрорайоне №3, дом 1. Наш сосед постоянно тащит в свою квартиру мусор со свалок. Вонь, тараканы, страдают все жильцы. Вместе с соседями мы несколько раз жаловались участковому, писали в акимат. Помогите нам!

Егор Таркинский:

– Квартира – частная собственность гражданина. И доступ санитарных врачей на территорию частной собственности законом не предусмотрен. Проблему жильцы должны решать совместно с участковым инспектором, возможно, стоит собраться и всем вместе поговорить с этим человеком.

Лариса Лян:

– Если участковый инспектор не поможет, надо обратиться к руководству районного отдела внутренних дел. У полиции есть свои методы воспитания. В данном случае мы видим нарушение прав общежития – в Гражданском кодексе есть такая статья, и по этой статье принимаются административные меры.

На заметку областному департаменту

– Я из Илийского района, село Байсерке. В центре поселка находятся рынок, кафе, во дворе – сараи. Там живут граждане Узбекистана. В антисанитарных условиях они пекут хлеб, лепешки, самсу, и все это продают на дороге. Еще сжигают мусор и бутылки, поэтому дым стоит столбом. Мы обращались в районную СЭС, они оштрафовали нарушителей, но беспредел продолжается до сих пор…

Лариса Лян:

– Кафе находится на территории Алматинской области. Если районное управление санэпиднадзора вам не помогло, обратитесь в департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Алматинской области.

– Меня зовут Юрий, я живу в дачном садоводческом обществе “Птицевод” Первомайского поселкового округа. Сосед открыл частное предприятие, производит копченые изделия. Целый день дымит труба, огромный компрессор тарахтит день и ночь. Внизу участка есть речка, так он в нее сливает отходы, невозможно дышать. Что делать?

Лариса Лян:

– Обратитесь в департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Алматинской области. Для информации: коптильные предприятия не могут находиться вблизи жилых домов. Должна соблюдаться санитарно-защитная зона, нормируемое расстояние от территории предприятия до территории жилого дома должно быть более тысячи метров.

Елена КОЭМЕЦ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)