Ежегодно весной и особенно осенью цены на горючее в Казахстане “прыгают” примерно на 20–30 процентов. Ненадолго – на несколько недель, месяц. Ежегодно Агентство по защите конкуренции (АЗК) (варианты – Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ), Минэнерго) получает задание расследовать причины повышения цен. Затем перед телекамерами и на страницах газет разыгрывается спектакль. Вспомним вместе!
2004 год, октябрь. АРЕМ признал факт сговора ШНОС (Шымкентский НПЗ) с аффилированными компаниями. ШНОС был оштрафован на 500 миллионов тенге. Антимонопольщики настаивали на штрафе в 12 миллиардов, но Верховный суд отказал…
2005 год, октябрь. Цены за литр АИ-92 достигли на заправках Алматы 65–68 тенге, на более престижных АЗС они выросли до 70 тенге. В ЮКО бензин за месяц подорожал в полтора раза…
2006 год, октябрь. В Минэнерго руководители трех крупнейших НПЗ республики и ряд других участников рынка ГСМ подписали меморандум о снижении цен на реализуемую продукцию. Сразу после подписания меморандума цены на топливо поднялись на 20–30 процентов…
2007 год, октябрь. После остановки на плановый ремонт Шымкентского НПЗ цены на бензин по всей республике выросли на 20–30 процентов. “Возможно, в результате экономической концентрации происходит необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями”, – предположили представители комитета по защите конкуренции…
2008 год, октябрь. После летнего скачка цен на ГСМ 29 октября подписан Меморандум о партнерстве между госорганами и основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов. “Доминирующее положение на данном рынке занимают АО “ТД “КазМунайГаз”, ТОО “ТД “ПетроКазахстан”, АО “ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз” и ТОО “Гелиос”, сообщили в Агентстве по защите конкуренции, “вышеуказанные субъекты рынка находятся под пристальным вниманием агентства, им запрещено злоупотреблять своим доминирующим положением”...
2009 год, октябрь. Из сообщения АЗК: “При анализе сложившейся ситуации было установлено, что субъектами-доминантами цены на ГСМ не повышались, дестабилизация цен вызвана наличием множества посредников на данном рынке... По факту согласованных действий владельцев АЗС ЮКО агентство начинает процедуру расследования”….
И никто из чиновников и на этот раз не осмелится сказать правду. Спорим?!
Дефицит успешно состоялся?
Цены на бензин взлетели на заправках Кызылорды на прошлой неделе. Особенно сильно подорожало горючее на мелких АЗС: ходовой бензин АИ-92 взлетел сразу на 18–20 тенге. Там, где цена ниже, бензин отпускается по талонам, а где дороже – свободно.
А вот в Шымкенте, где расположен нефтеперерабатывающий завод, с 5 октября бензин и дизтопливо вновь появились в свободной продаже. Причем цены опустились до прежнего уровня. Так, бензин АИ-80 стоит 48 тенге 1 литр, АИ-92 – 65 тенге/литр. Ажиотажа среди автолюбителей нет – очереди на АЗС схлынули.
В Таразе клапан дефицита, перекрывший на прошлой неделе “кислород” автомобилистам, тоже немного приоткрылся. Как сообщили местные власти, в область стало поступать 460 тонн топлива в сутки. Это в три раза больше, чем в дни бензинового кризиса, но на сто тонн меньше потребности. “Демократичный” 92-й на части заправок отпускается только по талонам, в свободной продаже стоит 93–95 тенге и приобретается после достаточно долгого стояния в очередях.
В Алматы дефицит горючего стойко держится уже несколько недель. На днях заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции (АЗК) Борис ПАРСЕГОВ заявил, что начато предварительное расследование в отношении пяти крупных поставщиков ГСМ, продающих в южной столице бензин по талонам. А вчера, 8 октября, глава Минэкономики РК Сауат Мынбаев предложил снять запрет на экспорт дизтоплива – чтобы защитить внутренний рынок.
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ