Кто “разводит” пробки?

Каждый день утром, в обед и вечером практически каждый второй светофор в Алматы выключается. За дело берутся регулировщики. Однако последнее время на улицах все чаще можно видеть всевозможные жилетки, а также мало похожих на инспекторов людей с жезлом в руках, лихо управляющих потоком автомобилей. Складывается впечатление, что регулируют движение у нас все, кому не лень.

Чья “жилетка” важней?

– Регулировать дорожное движение на перекрестке имеет право только сотрудник Управления дорожной полиции, – отметил начальник штаба Управления дорожной полиции Алматы Асылбек Рашидов. – Сотрудники ГКП “Техцентр” – или так называемые парковщики – могут только помогать при заезде на парковку или выезде. Зачастую водители выезжают “задом”, и, чтобы помочь им, особенно на оживленных улицах, парковщики просят движущиеся автомобили притормозить.

При дорожно-строительных работах устанавливаются специальные знаки, которые отводят транспортные потоки от самих рабочих, чтобы водители не совершили на них наезд. Кроме того, при передвижении техники сами рабочие могут выйти со специальными флажками и перекрыть движение автотранспорта в определенном направлении, но их действия кратковременны.

– В любом случае при проведении работ, например, во время укладки асфальта, для полноценного отвода автотранспорта на участке всегда присутствует сотрудник дорожной полиции, – пояснил Асылбек Рашидов и тут же добавил: – Но любой инспектор УДП – в первую очередь человек, у него, как и у всех остальных граждан, законодательством предусмотрен обед, так что если водитель в какой-то момент не видит нашего сотрудника на участке, то это не значит, что его вообще нет. Даже если ему элементарно по нужде надо отлучиться, он сначала в дежурной части отпрашивается, а потом уже покидает свой пост.

Внимание: на дороге ученик!

Сейчас на перекрестках в качестве регулировщиков стали появляться молодые люди в камуфляжной одежде, жилетке с надписью “Жол полициясы”. Многие водители, справедливо замечая, что одет регулировщик не по форме и вообще неизвестно, кто это, игнорируют его указания.

– Это стажеры, и они тоже являются сотрудниками Управления дорожной полиции, – пояснил Асылбек Рашидов. – Стажер обязательно должен быть рядом со своим наставником, помогать ему. Например, опытный инспектор стоит в центре перекрестка, а стажера ставят на “легкие” участки этого же перекрестка и близких к нему улиц, где надо ограничить выезд транспорта или, наоборот, обеспечить непрерывный проезд, чтобы автомобили не тормозили. Но один на перекрестке в центре города он стоять не может, поскольку от огромного транспортного потока и натиска автомобилей неопытный человек может просто растеряться.

Именно из-за большого транспортного потока порой на перекрестке можно увидеть сразу двух инспекторов, регулирующих движение. Два регулировщика работают, если проезжую часть разделяет широкая разделительная полоса и часть водителей одного инспектора может просто не увидеть. Подчиняться в таких случаях следует сигналам полицейского, который находится ближе к вам. И если он разрешает поворот налево, то, когда проезжаете мимо второго инспектора, он тоже должен разрешить движение – регулировщики работают строго синхронно.

Живые светофоры

Однако, как бы хорошо и слаженно ни работали регулировщики, водители и пешеходы недовольны. Кто-то пытается вспомнить, что означает тот или иной жест регулировщика, кто-то по привычке остановился, мешая другим, и получил замечание инспектора и шквал гудков раздраженных “коллег”.

Если водители стоят в пробке на светофоре, то дорожная полиция виновата в том, что он “неправильно” работает. Если движением управляет регулировщик, то очень недовольны те, кто едет по второстепенной улице, потому что в первую очередь пропускаются машины на главной дороге.

Но дорожные полицейские говорят, что выходят на перекрестки не ради собственной забавы. Регулировщик вмешивается в процесс дорожного движения только тогда, когда возникает в этом необходимость либо создалась какая-то чрезвычайная ситуация. А всем недовольным напоминают: Правила дорожного движения одни для всех и гласят, что сигналы регулировщика обязаны выполнять все участники дорожного движения, коими являются не только водители, но и пешеходы, даже при работающем светофоре.

– Пешеходы часто возмущаются, что регулировщик пропускает автомобили и при этом “забывает” о них, – говорит Асылбек Рашидов. – Но дорожный полицейский не может быть хорошим для всех. Для нас главное – разгрузить улицы в час пик, а не пропускать всех подошедших к перекрестку пешеходов. Можно потерпеть 5–10 минут и потом спокойно перейти улицу.

Впрочем, такие же претензии предъявляют владельцы автотранспорта. Мол, перекрывают инспектора движение на 10–15 минут в одном направлении и создают пробки. Порой спорить с водителями сложно, поскольку письменных инструкций, на сколько и в каком направлении инспектор может перекрыть движение, нет, есть только устные рекомендации.

– Максимальный режим одного цвета светофора – 45 секунд, мы инспекторам говорим, что допустимо не более двух режимов светофора, то есть в одном направлении могут приостановить движение автотранспорта примерно на 1,5 минуты, – пояснил Асылбек Рашидов. – Если, например, по Аль-Фараби выключают все светофоры, то на каждом перекрестке обязательно стоит инспектор, а командир взвода контролирует его действия, двигаясь на служебном автомобиле в потоке автотранспорта. Он знает и скорость, и плотность потока, следит за тем, чтобы мелкие ДТП не блокировали часть дороги.

кстати

Сотрудники УДП Алматы решили посчитать, что получится, если весь зарегистрированный в Алматы автотранспорт выедет на улицы города. Для этого общий километраж существующих в городе дорог разделили на количество автомобилей, средняя длина которых составила пять метров. Так вот, по этим подсчетам получилось, что в этом случае между автомобилями остается расстояние не более пяти метров. Исходя из этой цифры, дорожные полицейские предлагают философски относиться к пробкам.

Помоги себе сам

Но за всеми нештатными ситуациями уследить все равно не получается. Количество автомашин с каждым годом увеличивается на несколько десятков тысяч, а вот штат дорожных инспекторов – нет. Да и особой законопослушностью алматинские водители не отличаются. Дорожные полицейские утверждают, что половина из них толком не знает правил дорожного движения. Немало и таких, кто, мягко говоря, не слишком уважительно относится к другим автолюбителям, – и пробки часто возникают из-за того, что кто-то кого-то не пропустил. Особенно если по каким-то причинам не работает светофор, а инспектора-регулировщика нет. Каждый водитель пытается проскочить вперед – а в итоге образуется пробка. В таких случаях вместо того, чтобы стоять и сигналить друг другу, лучше сообщить о сложившейся ситуации дежурному инспектору.

– Нужно всего лишь набрать с мобильного номер 112 (это бесплатный номер службы спасения) и попросить соединить с дежурным дорожной полиции, – пояснил Асылбек Рашидов. – Потом кратко и внятно объяснить дежурному суть вопроса: на пересечении таких-то улиц произошло ДТП, не работает светофор, произошел обвал дорожного покрытия и так далее. Но водители должны набраться терпения – дозвониться бывает очень сложно. У нас один телефон и один дежурный.

Сигналы регулировщика:

Сигналами регулировщика служат положения его корпуса и жесты руками, в том числе с жезлом, которые имеют следующие значения:

Руки вытянуты в стороны или опущены:со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.

Правая рука вытянута вперед: со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях; со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо; со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рука поднята вверх: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятия регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение. Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам. Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем). Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.

На сайте www.zakon.kz проводился опрос:На ваш взгляд, регулировщики на городских перекрестках:Затрудняют движение, создают дополнительные пробки 47,6% (1888) Помогают дорожному движению, разгружают пробки 42,0%  (1666)Существенно не влияют на дорожное движение 10,3%   (409)Всего в опросе участвовало 3963 человека.

Анна ПАВЛОВА