Кто разорвал столичный продпояс

Коррупцией по провианту

– Построенные в городе овощехранилища, коммунальный рынок, сеть торговых павильонов загружены недостаточно. Из восьми овощехранилищ два не работают, а остальные загружены на четверть. При этом только за прошедшие два года в Астану завезено импортного продовольствия на сумму более чем 42 миллиарда тенге. В основном это та продукция, которую мы можем производить сами. Все говорит о том, что работа по развитию продовольственного пояса вокруг Астаны, по сути, провалена, – отчитал неделю назад чиновников Президент страны.

Тут надо сказать, что указ о создании столичного продпояса Нурсултан Назарбаев подписывал еще в 2006 году, а через пару лет была создана целая "Программа по формированию продовольственного пояса вокруг города Астаны на 2010–2014 годы", на которую выделялись вполне реальные деньги из бюджета. Так что сердиться Президенту есть с чего.

Но что помешало опоясать столицу цепью слаженно работающих сельхозпроизводств? Идея была достаточно проста: государство выдает фермерам весной деньги на посевные работы, а осенью те везут в Астану свой урожай по фиксированным ценам и в оговоренном объеме.

– Фермерам Карагандинской области в 2008 году первым выделили деньги для выращивания картофеля, капусты и других овощей. Осенью они, как и было оговорено, стали возить урожай в Астану. Все было замечательно, пока в 2010 году за продпояс не взялись социально-предпринимательские корпорации. Когда СПК начали сами здесь рулить, то начались "левые" движения, коррупция и так далее, – открыто говорит о виновниках распада продпояса экс-глава союза картофелеводов и овощеводов Кайрат АЛЬБИЕВ.

Также имело место неправильное вложение средств. Чего стоит хотя бы история со строительством овощехранилищ.

– СПК стали строить свои склады, бешеные деньги на них угробили, а теперь все они стоят. Хотя мы им сразу говорили, что это бессмысленно: везти осенью в Астану на большой склад, здесь продукцию перебирать и сортировать. Потом, когда доставлять по точкам, снова переборка плюс погрузка-разгрузка. В итоге мы продавали им картошку по 40 тенге за килограмм, а у них за счет этих манипуляций она становилась в 1,5–2 раза дороже, – рассказывает Альбиев о том, почему не удалось снизить и стабилизировать цену на овощи за счет развития продпояса.

Естественное ускорение

В общем, помыкавшись еще пару лет, чиновники не нашли ничего лучше, как самоустраниться от темы продпоясов.

– Как можно заставить продавать только в конкретные точки? Фермер продает свою продукцию трейдеру, а уж куда тот повезет – неизвестно. Для такого контроля надо везде границы поставить  и за всеми слежку установить, – доказывал вашему корреспонденту невозможность создания продпоясов чуть более года назад тогда еще министр сельского хозяйства РК Асылжан МАМЫТБЕКОВ.

Как теперь выясняется, лукавил немного Асылжан Сарыбаевич.

– Только Президент нагоняй дал, на следующий же день ко мне прибежали чиновники: "Давай свои бумаги на подпись, бери деньги, поставляй продукцию!" – радуется стремительному развитию продовольственного пояса столицы глава мясного союза Казахстана Максут БАКТИБАЕВ.

По его словам, соответствующие переговоры между сотрудниками минсельхоза и поставщиками мясной продукции ведутся еще с февраля, но прошлая неделя их резко ускорила. Чиновники согласились выделять фермерам деньги на закуп кормов и животных под 0,1 процента годовых в обмен на гарантированный объем поставок по фиксированным ценам.

– Нам хорошо, потому что есть дешевые деньги и гарантированный сбыт, акимату хорошо, потому что он знает, что при любом раскладе город будет обеспечен мясом по стабильной цене и нормального качества, потому что мы забиваем не где-то во дворе, а на специальной площадке, ну и горожанам соответственно хорошо. Единственный, кому не очень, это перекупщик, который по серым схемам работает, – говорит Максут Бактибаев.

Сейчас мясной союз ведет переговоры с акиматом Алматы, дабы и там заключить такие же договоры. В целом же, по мнению его руководителя, эффективную систему поставок надо выстраивать исключительно через отраслевые объединения.

– Мы на базе нашего союза создали продовольственный кооператив, который может поставлять 70 тысяч тонн мяса. В этот кооператив может войти любой фермер, если у него есть достаточное количество скота, техника, кормовая база. То есть мы даем гарантию качества. А у кого закупается, например, картошка? Я не знаю, но должна по логике вещей у союза картофелеводов. И если придет некачественная партия, то именно союз картофелеводов понесет репутационные риски. А этого, уверяю, никому не хочется. Поэтому они будут сами следить за качеством поставляемой продукции. Ну и плюс решается вопрос прозрачности, – объясняет он свою идею.

Аналогичного мнения придерживается и Кайрат Альбиев: фермеры хотят иметь гарантированный рынок сбыта и нуждаются в дешевых кредитах на развитие.

АСТАНА