В прибрежной полосе города Капшагая творится настоящий бардак, частники расхватали лакомые кусочки земли, и далеко не все из них желают сделать из водохранилища шикарный курорт. Многие просто снимают деньги за сезон, установив заборы до самой воды. Особо смелые “берут в оборот” даже городские территории и пытаются выжать из них немалую прибыль. У жителей Капшагая на руках вопиющие факты, документы, но, похоже, “неведомые силы” охраняют здесь конкретные частные интересы.
– Мы уже несколько лет пытаемся отстоять один из общественных пляжей Капшагая – № 4, который оградили заборами, – говорит местный житель Иван ЕГОРОВ. – Люди, живущие в этом районе, просто отрезаны от воды. Не осталось даже прохода к прибрежной зоне. С любого, кто хочет пройти к воде, взимается плата. Стали выяснять, что произошло. Оказывается, пляж стал частным, принадлежит конкретному лицу. Мы написали письма в прокуратуру и акимат о том, что произошел незаконный захват городских пляжей от зоны отдыха “Пляжный волейбол” до конца поселка “Лесозавод”. Это огромная территория в четыре гектара земли была одной из лучших прибрежных зон отдыха. Неудивительно, что этот лакомый кусочек приглянулся кому-то.
– Раньше мы спокойно купались на этом пляже, теперь надо отдавать по 500 тенге, – с возмущением рассказывают люди.
Между тем в полученном из акимата письме черным по белому написано, что “официальное разрешение на ограждение и установление шлагбаумов на въезде на территорию общественных городских пляжей акиматом города не выдавалось”. К слову, еще в 2004 году решением маслихата Капшагая выделено семь городских пляжей, где было четко прописано, что за их посещение плата не взимается… Но, несмотря на документы и волну претензий, пляж № 4 по сей день остается зоной частных интересов.
– Мы обращались и в земельный комитет, но там либо не хотят ничего делать, либо вообще не до того, ведь только за последние два года сменились три руководителя, – говорит Иван Егоров.
Вот и поди разберись, где в Капшагае городские, а где частные пляжи. В прошлом году разгорелся скандал даже на муниципальных пляжах, которые не огородили заборами, – предприимчивые дельцы умудрялись снимать плату с людей. О том, что поступали жалобы, нам рассказали в прокуратуре города.
Муниципальные пляжи были всегда головной болью акимата. Ведь за ними надо следить, убирать. Вот при предыдущем акиме и родилась идея отдать бесплатные пляжи в аренду частникам. Чтобы, мол, убирали вверенный участок, могли создать нормальные условия. За это разрешалось использовать территорию для получения прибыли: продавать напитки, мороженое, оказывать услуги. Хоть массаж делай – как в Таиланде или Турции. Но есть одно очень важное ограничение. Согласно закону, они не могли взимать плату за вход на пляж. Но нашим дельцам предоставленные возможности показались слишком маленькими, кое-кто стал требовать плату за подход к воде. А уровень услуг ухудшался на глазах. По словам прокурора Капшагая, с арендаторами городских пляжей была договоренность об уборке территории два раза в неделю, но к субботе прибрежная полоса превращалась в мусорный полигон.
Муниципальные бесплатные пляжи превратились в частную кормушку. Кому, а главное, как доставались они все эти годы, – загадка. В этом году вновь обещают навести порядок: дескать, даже тендер объявят на городские пляжи, и принять участие смогут все желающие. Поживем, увидим…
Другая наболевшая проблема – участки вокруг водохранилища, которые находятся в частной собственности. При виде нескончаемых заборов, стоящих до самой воды, складывается такое впечатление, что частники скупили и само водохранилище. Ежегодно власти устраивают рейды, сносят эти преграды. Но они появляются снова. Это как битва с ветряными мельницами. Частники стоят стеной и порой не хотят выделять даже узкой тропинки, чтобы местные жители могли дойти до воды. Хотя, по закону, должны быть сервитуты – возможность использовать частную территорию, в данном случае – для прохода к водохранилищу. Это прописано в Земельном кодексе. Также указано, что водоохранная полоса принадлежит государству и не может быть в частных руках. Но, похоже, Капшагай живет по своим законам, иначе как объяснить бардак, который здесь творится годами.
– Земельный комитет не вправе выдавать госакт, который затрагивает полосу затопления – она около 150 метров, уровень Капшагая постоянно меняется, – говорит Иван Егоров. – Но у нас берут плату даже в прибрежной полосе.
Капшагайское водохранилище могло стать курортом с хорошими пляжами. Туристы готовы оставлять здесь свои деньги. Но большинство дельцов, расхватавших земли в частную собственность, не хотят развивать свои зоны. Их устраивает просто снимать куш в летний сезон с помощью шлагбаума, ни за что при этом не отвечая.
– Только за одни выходные с помощью шлагбаума средний пляж зарабатывает более 200 тысяч тенге, – говорят местные жители.
При этом никто не дает на входе чека, а значит – это теневые доходы, с них владельцы пляжей не удосуживаются оплатить даже мизерные три процента, предусмотренные нашим лояльным налоговым законодательством. А придет проверка, “кассира” и след простыл, он, как мираж на побережье Капшагая. Сколько таких пляжей вдоль побережья – неизвестно.
Но ведь понятно, что выдавались эти земли с конкретным целевым назначением. И по закону вроде можно их призвать к ответственности. Если участок не используется по назначению, нет нормальной пляжной инфраструктуры, то его можно изъять в пользу государства. Почему же эти нормы закона бездействуют?
Как сообщили в прокуратуре города Капшагая, наконец началась инвентаризация участков вдоль водохранилища. Всего вдоль побережья от Капшагая насчитали около четырех тысяч участков в частной собственности, по каждому обещают проверить документы и выяснить на месте, что из себя они представляют. Мы надеемся, что прокуратура решит и вопрос со скандальным пляжем № 4, который отстаивают горожане.
Алматинская область