За разъяснениями мы обратились сразу к двум источникам: в Агентство по делам строительства и ЖКХ и к защитникам прав потребителей. На всякий случай – вдруг толкования окажутся разными, как это часто случается. Однако на этот раз позиции государственного ведомства и общественных защитников совпали – разработанная схема будет выгодна для всех.
Управляющие, или сервисные, компании – это не “вместо КСК”. Дело в том, что сейчас, при реформировании системы ЖКХ, Агентством по делам строительства и ЖКХ предложено образовать управляющие, или сервисные, компании, для того чтобы перейти на прозрачную систему производства работ и в сфере обслуживания домов. По принципу “заказчик – подрядчик”. Как в строительстве. Это классическая форма, которая применяется во всем мире. А прозрачна она потому, что предполагает между заказчиком и подрядчиком отчетную форму в виде акта выполненных работ, в котором указано, какие работы сделаны, на какую сумму.
Именно этого сейчас нет. Потому что КСК одновременно является и заказчиком, и подрядчиком. То есть сам собирает деньги, сам выполняет работу, сам оплачивает. Контролировать правильность расходов практически невозможно, в чем жильцы давно уже убедились.
Здесь необходимо разделение функций – по управлению домом и обслуживанию.
Ни КСК, ни домоуправление, ни какая-то другая форма управления не должны в своем штате держать обслуживающий персонал. Все дворники, сантехники, электрики, технички должны быть в подрядной организации, которая именуется “подрядчик”. То есть в управляющей, или сервисной, компании. Возможен вариант, когда управляющая компания может нанять специализированные сервисные компании. Это вовсе не означает, что у жильцов возникнут дополнительные расходы. Просто теперь собственники квартир будут платить не за содержание того же сантехника или электрика, как сегодня, а за выполненную им работу – по факту.
– Это было бы справедливо и правильно, – считает председатель Республиканского общественного объединения “Общественный защитник” Виктор СЫЗДЫКОВ. И подробно поясняет схему:
– Кому будут платить собственники жилья за содержание общего имущества? Если захотят – управляющей компании, которая открывает отдельный счет на каждый обслуживаемый дом. И расходоваться собранные жильцами средства могут только на этот дом.
Функции председателя КСК или домоуправа заключаются в сборе взносов с жителей, сборе заказов и пожеланий, а также ежемесячных отчетах перед жильцами за расходование денег, которые заплачены управляющей компании.
А управляющей компании он по представленным актам выполненных работ оплачивает означенную сумму. Сам акт, подписанный обеими сторонами, вывешивается на информационную доску дома, чтобы жители видели, какие работы сделаны, на какую сумму. И тогда пропадает вопрос “куда уходят наши деньги?”.
Любой житель дома сможет проверить, соответствует ли записанный объем работ фактически выполненному, соответствуют ли ремонтные детали, купленные материалы той цене, которая указана. И если есть злоупотребления, за это всегда можно спросить. Потому что акты выполненных работ – это отчетные формы, которые хранятся так же, как бухгалтерские документы. За год, за два, за три – до пяти лет можно в любой день поднять их и точно определить, кто, когда выполнял эту работу и сколько было заплачено денег. Попробуйте выяснить это сейчас в своем КСК…
Работа управляющей компании предусматривает ежедневные маршрутные листы, выдаваемые обслуживающему персоналу, и по ним видно, кто, когда, с какого времени и по какое выполнял работу. И это будет подписано. Если работы производились в квартире – собственником квартиры. В подъезде – старшим по подъезду. В подвале или на техэтаже – управдомом. И только после их визы на этих маршрутных листах бухгалтером компании или диспетчером этот маршрутный лист принимается, а затем выводится итоговый документ – акт выполненных работ.
Такова схема в идеале. Какой окажется на практике, будет зависеть от позиции жильцов. Общественные эксперты не исключают возможных нарушений, но, по их мнению, такая схема позволяет хотя бы отследить денежные потоки. И здесь все будет зависеть от того, насколько активны будут сами собственники квартир в общественном контроле.
Астана