Одни выходили на петиции и митинг против запрета эксплуатировать праворульные авто, другие - проводили опыты по "смене ориентации" своего автомобиля.
"Это сложнейший процесс, в результате которого нарушается тормозная система, рулевое управление, электропитание, - говорит Григорий Кременецкий, заместитель председателя Независимого Автомобильного Союза (НАС). - Наращивание проводов электропитания, наращивание шлангов тормозной системы зачастую могут привести к задержке сигналов".
Как заявили представители НАС, созданного в поддержку инициативы Президента РК по наведению порядка и обеспечению безопасности на дорогах Казахстана и защиты интересов автовладельцев РК, на сегодняшний день уже известно несколько случаев отказа системы управления таких переделанных авто.
С 16 июля сего года подобные манипуляции проводить не надо. МВД официально заявило о возможности дальнейшей эксплуатации автомобилей с правосторонним рулевым управлением. Напомним, что в начале года правительство внесло в парламент подготовленный МВД законопроект, в котором предполагалось законодательно закрепить норму о запрете в республике эксплуатации автомашин с правосторонним расположением руля с 1 января 2010 года. Это объяснялось тем, что резко возросло количество ДТП с участием праворульных автомашин.
16 июля начальник центра информации и общественных связей МВД РК Багдат Кожахметов сообщил, что министерство "проанализировав ситуацию на дорогах" приняло решение отозвать из парламента законопроект, которым предполагалось ввести запрет на эксплуатацию праворульных автомобилей с 2010 года. "МВД приняло решение о возможности дальнейшей эксплуатации раннее ввезенных автомобилей с правым рулем до полного их полного износа", - сказал на брифинге в Астане Багдат Кожахметов. При этом он пояснил, что после ввода запрета на ввоз в республику праворульных автомобилей "удалось остановить рост их негативного влияния на безопасность дорожного движения". Темпы роста ДТП, совершенных водителями праворульных автомобилей, по сравнению с пошлым годом значительно снизились.
Однако, по мнению членов НАС, выступивших вчера, 18 июля, на пресс-конференции, отзыв законопроекта, как и снижение роста числа ДТП, где участниками были владельцы праворульных авто, представляются сомнительными. Так как запрос в отдел документарного обеспечения Мажилиса не подтвердил наличия данного законопроекта в парламенте, а данные "статистики" некорректны. Прежде всего, в силу того, что темпы роста числа аварий первого полугодия 2007 года, когда количество автомобилей оставалось статичным, сравнивалось с темпами роста аварийности за весь 2006 год, когда число праворульных автомобилей удвоилось.
"И что самое интересное, по заявлениям г-на Кожахметова, "запрет на ввоз таких машин имел также профилактический эффект - водители праворульных машин стали вести себя на дороге осторожнее, соблюдать правила дорожного движения". В таком случае, представьте, какой будет эффект, когда в профилактических целях примут решение о запрете эксплуатации леворульных автомобилей, учитывая при этом, что их количество составляет порядка 93% всего автопарка страны. Представьте, какая настанет благодать на наших дорогах!", - заявил Эдуард Эдоков, председатель НАС.
По данным НАС, в конце 2006 года в Казахстане насчитывалось 151 317 праворульных машин и 2 029 083 - леворульных. Сегодня же в нашей республике зарегистрировано более 180 тысяч автомобилей с праворульным управлением (из них 90 тысяч в Алматы), и более 2,5 млн. - с левосторонним управлением. При этом, как сообщает МВД, доля ДТП, совершенных по вине водителей "праворулек" составляет порядка 6%. И, как стало известно на судебном слушании по иску юриста и владельца праворульной автомашины С.Уткина к председателю КДП г-ну Тусумову, данные по аварийности, собираемые КДП, являются "ведомственными наблюдениями", которые, по мнению НАС, не могут претендовать на роль объективной статистики.
Как было заявлено на пресс-конференции в Алматы членами НАС, на сегодняшний день в РК не существует организации, которая бы занималась серьезным исследованием проблем безопасности дорожного движения. "И ни Комитет дорожной полиции, ни какая-либо другая организация не проводила анализа опасности ни праворульных, ни леворульных автомобилей", - считает Эдуард Эдоков.
К слову, ни ОБСЕ, ни ООН не поддержали запрет эксплуатации автомобилей с правым рулем. ОБСЕ рекомендует продолжить дальнейшее обсуждение этого вопроса, а эксперт ООН выражает озабоченность в вопросе запрета законной собственности.
Между тем, владельцы машин с правосторонним рулевым управлением продолжают доказывать чиновникам, что право на частную собственность незыблемо. Как говорит председатель НАС, законно ввезенные машины должны эксплуатироваться безо всяких ограничений, а перед законом все равны - и правые, и левые, и водители, и пешеходы.
Говоря о проблеме аварийности на дорогах страны, НАС заявил, что главная причина - низкая водительская дисциплина, покупка прав. По данным Комитета дорожной полиции МВД РК, 82% всех аварий происходит из-за элементарного несоблюдения водителями правил дорожного движения.
Фото сайта bbc.co.uk