От них мы услышали довольно интересную историю о том, как 21 июля в Астане прошло правительственное совещание с участием министерства энергетики и минеральных ресурсов, крупных нефтяных компаний, нефтетрейдеров и акимов.
Обсуждали ситуацию, сложившуюся на рынке ГСМ. Однако путей выхода из ситуации никто особо не предлагал. Поскольку с места в карьер инициативу взяло на себя министерство энергетики и минеральных ресурсов, которое предложило отменить пошлины на экспорт нефти и отпустить цены на высооктановый бензин.
(Заметим, что таможенная пошлина на экспорт бензина сегодня составляет 64 доллара за тонну, что является своего рода сдерживающим фактором для полного разбазаривания бензина за рубеж). Видимо, министерство слишком уж прониклось ситуацией, которую ей обрисовало АО "Мангистаумунайгаз".
Например, по мнению представителей компании, сегодня крупные нефтяные компании теряют в год до 2 миллиардов прибыли. При этом компания кивает в сторону России, где цены гораздо выше. Например, если у нас дизельное топливо в прошлом году держалось на отметке в 51 тенге, то в России в пересчете на наши деньги - 76 тенге. Высокооктановый бензин марки АИ-93 у нас стоил - 62 тенге, а у них - 78 тенге. Чувствуете разницу?
Теперь эту разницу крупные поставщики нефтепродуктов хотят переложить на плечи рядовых потребителей, которые по подсчетам нефтяников потребляют до 40 процентов ГСМ.
В своем письме президенту Казахстана представители "Мангистаумунайгаза" утверждают, что 80 процентов легкового транспорта относится к автомобилям повышенного объема двигателя. Получается, что большая часть населения Казахстана просто жирует, разъезжая на "Мерседесах", "БМВ", "Вольво" и джипах различных модификаций. Поскольку именно эти авто и потребляют высокооктановый бензин, предлагается отменить государственное регулирование рынка ГСМ, зафиксировав лишь цены на бензин марки АИ-80, которая считается народной маркой, а цены на остальные виды топлива "отпустить"в свободное плавание, ориентировав их на мировые цены.
- В случае одобрения предложений нефтяные монополисты смогут не только беспрепятственно вывозить нефтепродукты за рубеж, вследствие чего Казахстан будет ощущать острейший дефицит ГСМ, но и диктовать любые цены на топливо внутри страны, - предположил председатель совета директоров НФПГ "Нар-Ойл" Султан Ушбаев.
Что происходит, когда цены диктуют жадные до денег бизнесмены, которые напрочь забывают обо всем, в том числе и о договоренностях, например, о льготных ценах на ГСМ для крестьян, мы уже знаем. Бензиновый кризис образца августа-сентября 2005 года, когда из-за дефицита ГСМ цены на бензин на заправках впервые за много лет поднялись на юге до 100 тенге за литр, удалось разрешить лишь благодаря усилиям правительства. Оно запретило вывоз ГСМ за границу. В последующие несколько месяцев цена на бензин не только стабилизировалась, но и значительно снизилась. Все вздохнули с облегчением.
Однако новый виток цен не заставил себя долго ждать. Поскольку уже в марте был снят мораторий на экспорт бензина за границу.
Опять границу под замок?
По мнению экспертов, стоимость топлива могла бы падать и дальше, если бы граница была на замке. Был принят меморандум "О социальном партнерстве между государственными органами и основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов и производителями нефтепродуктов по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами в 2006 году", под которым среди прочих подписались АО "НК "КазМунайГаз", АО "PetroKazakhstan Inc." и АО "Мангистаумунайгаз".
Однако уже с момента подписания меморандума и разрешения экспорта ГСМ цены на топливо поднялись на 20-30 процентов. И бензиновый беспредел прошлого года вновь замаячил на горизонте.
Однако мелкие и средние предприниматели от нефтебизнеса уже не хотят, чтобы их сделали крайними и первыми пожелали озвучить зачинщиков нового кризиса.
- Я 12 лет работаю на рынке ГСМ, но такую хитроумную комбинацию вижу впервые, - говорит Султан Ушбаев. - Месяца 4 назад Павлодарский нефтехимический завод прекращает свободную продажу высооктанового бензина, отдает весь бензин на свои нефтебазы и затаривает полностью свои заправки - "Гелиос". Потом завод останавливается. По поставкам высооктанового бензина Павлодарский завод занимает 64 процента рынка. Создается дефицит бензина. Спрос на него бешеный. Но никто не продает. Все затарились и ждут. В это время Шымкентский завод, который принадлежит Казмунайгазу и китайцам, отпускал бензин только через одну нефтебазу по 320 тысяч тонн в день, которые уходят в основном на их собственные заправки. Мы сидим на голодном пайке.
По мнению представителей нацкомпании "КазМунайГаз", держать цены на низком уровне - нерыночный метод работы. Мол, стимулов для работы на внутреннем рынке нет. Убрав с пути многочисленных посредников и перекупщиков, крупные компании смогут держать цены на уровне приемлемых, но не более. А мелким и средним продавцам придется податься во франчайзинг, то есть продавать бензин под маркой крупных компаний и по установленной ими цене.
Кстати, сказать, по мнению представителя "КазМунайГаза", подобная мера будет весьма по душе рядовому потребителю бензина. Ведь для него главное - цена.
Страхи же по поводу отмены таможенных пошлин в нацкомпании тоже считают преждевременными. Поскольку это прерогатива правительства, которое взяло месячный срок на раздумья.
Между тем, в качестве рыночного рычага крупными компаниями предлагается, устанавливать таможенные пошлины на экспорт и даже импорт бензина посезонно. Например, в ситуации, когда идет посевная или уборочная страда, отменить пошлины на ввоз. И пусть себе мелкие трейдеры ввозят российский бензин.
А на вывоз, наоборот, установить более высокую цену. Только вот для простого потребителя эта арифметика остается немного непонятной: зачем ввозить бензин, если у нас его завались? И почему скажем, где-нибудь в Саудовской Аравии могут себе позволить демпинговые цены для внутреннего потребителя, а у нас нет?
Между тем, и ребенку ясно, что последствия отмены таможенных пошлин на экспорт и отпуска цен на топливо в свободное плавание могут быть самыми плачевными: от взлета цен на ГСМ, до небывалого всплеска инфляции, которая приведет к удорожанию не только товаров и у слуг, но в целом всех отраслей.