На минувшей неделе сразу несколько американских и российских экономистов нарисовали некий сценарий развития санкций, которые могут затронуть основную отрасль экономики России – нефтедобычу. Сценарий выглядит фантастично, но история показывает, что, в принципе, нет ничего невозможного.
В основе – понижение цен на нефть на мировых рынках. Сегодня доля нефти и газа в ВВП России составляет 34 процента. Снизив цену на нефть, США смогут нанести такой урон России, от которого она не оправится в ближайшие годы.
Этот инструмент США уже использовали в 1986 году, и достаточно эффективно – итогом стал развал СССР. Для России сегодняшней достаточно снизить цену до 90 долларов, что, в принципе, не так и трудно.
В 1973 году Саудовская Аравия сделала щедрый подарок СССР, подняв цену на нефть почти в 4 раза: с 3,3 доллара за баррель до 11,5 доллара. Нефтедоллары потекли в страну рекой. Эти сверхдоходы СССР стал вкладывать в нефтяную промышленность, решив, что они и дальше будут питать экономику. Развитие наукоемких отраслей стало невыгодным. Именно на этот период пришелся расцвет брежневского застоя, когда за границей покупали все, даже хлеб.
Но в 1985 году, когда в СССР началась перестройка, а цена на нефть выросла до 27,6 доллара за баррель, арабские страны увеличили добычу нефти более чем в три раза. Через год нефть упала в цене – до 14 долларов. В СССР это привело к развалу экономики, общему кризису и затем к распаду.
– Да, сценарий по образцу 1986 года вполне возможен. Кроме того, США могут начать распродавать стратегический нефтяной запас, 700 миллионов баррелей, что предложил миллиардер Сорос. При ежедневном мировом потреблении в 90 миллионов баррелей такая обширная интервенция может снизить цену примерно на 10–12 долларов за баррель. Потери России будут весьма ощутимыми: примерно 39–46 миллиардов долларов ежегодно, а Казахстана – примерно 6–7 млрд. долларов ежегодно, – сказал в интервью “Каравану” профессор Казахстанско-Британского технического университета Нурлан НУРСЕИТ.
Другой возможный рычаг – продажа сланцевого газа. Его цена при 30-процентной марже может быть 70–80 долларов. На такую цену США могут пойти. Но даже такая цена может оказаться непомерно тяжелой для России. В бюджет РФ заложена цена на нефть на 2013 год 91 доллар за баррель, в бюджете Казахстана – 90 долларов. При отпуске цен со 105 долларов до 80 долларов за баррель потери ВВП России составят примерно 100 миллиардов долларов ежегодно, а Казахстана – 15 миллиардов долларов.
– Но, вероятнее всего, Европа увеличит поставки газа с Ближнего Востока, США, Канады, Израиля и Кипра в течение следующих двух-трех лет, – считает экономист. – Впрочем, пострадают и сами Штаты, которые сами добывают много нефти. Но критическая цена для США – 70–80 долларов за баррель.
Но на это давление у России есть свой ответ. Москва тоже может обрушить рынки США единственной мерой – перейти на расчеты за газ и нефть за рубли, юани или фунты, в общем, за любые деньги, кроме доллара.
Для США такое решение может стать критическим, ведь экономика этой страны держится в основном за счет печатания доллара, который является мировой валютой. В долларах выражаются все цены на сырье. Раз так, то США облагают весь остальной мир особым налогом за использование своей валюты – сеньоражем. Обычно его величина равна инфляции в долларизованной экономике. В итоге Россия платит примерно 6 процентов от своего ВВП, Казахстан – около 5. Наши страны пытаются снизить зависимость от доллара, но пока безуспешно. Если же Москва перейдет на котировку нефти в рублях, то ценность рубля резко увеличится, что поднимет и его курс.
Кстати, об этом же говорил и Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ на минувшем экономическом форуме в Астане.
– Мы все в мире зависим от одной валюты – доллара. Бумажные доллары подпитывают экономику США, – сказал глава государства. – Все транзакции, что мы делаем, проходят через Нью-Йорк. Самим США впору бы задуматься над этой проблемой, внести предложения, чтобы дать миру совершенно новый подход в условиях дефектной финансовой системы мира.
Однако пока от экономики США зависит очень многое. Все-таки четверть мировой экономики приходится на Штаты, и противостоять им будет тяжело.
– Альянс России и Китая не сможет подорвать господство американского доллара. Во-первых, позиции стран в этом союзе неравнозначны. Во-вторых, новые технологии для России находятся не в Китае, а странах Запада. Юань подорвать господство доллара, даже в сотрудничестве с Россией, пока не сможет, – уверен Н. Нурсеит. – Чтобы быть мировой валютой, он должен стать свободно конвертируемой валютой. Но при ослаблении регулирования исчезает недооценка китайской валюты, что приводит к потере конкурентоспособности китайских товаров, а с ней и китайской экономики.
Для Казахстана же сценарий, основанный на падении цен на нефть, самый тяжелый. Ведь у нас доля нефти в экономике много больше, чем в России, а значит, и последствия будут ощутимо больнее.
– Если цена упадет ниже 90 долларов за баррель, то для страны опять наступят трудные времена. Доходы бюджета перестанут покрывать его расходы со всеми вытекающими последствиями вроде секвестра бюджета, снижения реальных доходов населения. Получится, как в 2008 году, когда страна с нефтяным фондом вынуждена была брать большие кредиты у Китая и в счет их покрытия продавать стратегические предприятия или давать землю в аренду, – считает Н. Нурсеит. – Что касается ожидаемого выигрыша, то Казахстан станет более привлекательным для российских и белорусских инвестиций. В условиях возможных санкций этот вариант становится более реальным.