Кто платит за разбитую бутылку?

На днях моя шестилетняя дочь разбила в супермаркете четыре бутылки шампанского, да не простого, а импортного. Все произошло случайно: лавируя по узкому проходу между стеллажами, зацепила одну бутылку тележкой, ну а еще три свалились за компанию.

Возле нас тут же появилась продавец и потребовала оплатить разбитые бутылки – сумма не маленькая, около 8 тысяч тенге. Но почему я должна платить, ведь виноват не столько ребенок, сколько работники магазина, поставившие стеллажи так близко, что между ними пройти невозможно?! В ответ услышала: такие правила в нашем супермаркете!

На подмогу продавец вызвала администратора и начальника службы охраны. Их настойчивые предложения “оплатить!” быстро переросли в угрозы. Кассиру дали команду не “пробивать” мои покупки до тех пор, пока я не оплачу разбитые бутылки, а охранник преградил выход.

Спасли меня истерика и угрозы вызвать полицейский патруль. Ну и удостоверение журналиста. В итоге меня все-таки отпустили. И даже извинились.

Слабое утешение – не я одна попадаю в такие ситуации. Кто из покупателей не ронял с полок тот или иной товар? Хорошо, когда он стоит не более 100–200 тенге – проще заплатить, чем тратить время и нервы на разбирательства. Но обязаны ли покупатели это делать?

Мы позвонили в несколько алматинских супермаркетов, но единого ответа на этот вопрос не получили. Кто-то утверждал, что покупатель обязан возместить причиненный ущерб, кто-то говорил, что никто не может заставить платить за испорченный товар. Правда, ни те ни другие не смогли ответить, какими законодательными актами регулируется этот вопрос.

Знакомая, долгое время проработавшая в крупной сети супермаркетов, попыталась прояснить ситуацию. По ее мнению, покупатель все-таки должен возместить ущерб. Но тут же оговорилась: если человек не согласен, то настаивать бесполезно. В этом случае возмещать убытки хозяину будут продавцы. Одно утешение – вычтут из их зарплаты не ту цену, что указана на ценнике в торговом зале, а стоимость без торговой маржи, то есть ту, по которой товар приобретен магазином.

Компетентно

Светлана Савченко, председатель ОФ “Лига потребителей Казахстана”:

– За безопасность товаров отвечают персонал и владелец супермаркета. Но тут и другой вопрос: потребитель имеет право на безопасность при приобретении товара. Например, та же плохо закрепленная на полке бутылка может упасть вам или вашему ребенку на голову, причинив ущерб здоровью. И за это, по закону, отвечает компания, которая организует торговлю.

Аркадий Рубцов, юрист Алматинского областного общества защиты прав потребителей:

– Согласно статье 190 Гражданского кодекса РК, риск случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя (покупатель, потребитель) одновременно с возникновением у него права собственности. А право собственности у покупателя в магазине возникает с момента совершения покупки на кассе.

Если товар испорчен в торговом зале, то в каждом отдельно взятом случае необходимо устанавливать вину покупателя в этом. Но зафиксировать факт могут только уполномоченные органы. А значит, если покупатель не согласен с требованием продавцов, он может вызвать патрульно-постовую службу по номеру 02, которая примет заявление от сотрудников торгового предприятия и будет разбираться по данному факту. Решение о вине покупателя и о возмещении вреда будет принимать суд в порядке гражданского судопроизводства.

Понятно, что если дело дойдет до суда, сотрудники магазина будут утверждать, что именно вы виноваты в порче товара. Поэтому желательно, чтобы у вас была видеозапись или фото, на котором будет видно, что стеллажи с товаром затрудняли свободный проход. Это сегодня легко сделать с помощью сотового телефона.

Анна ПАВЛОВА