Статистика департамента труда и социальной защиты населения выглядит, как сводка с фронта. За один только 2012 год на территории Западно-Казахстанской области зарегистрировано 112 случаев производственного травматизма: 12 человек погибли, остальные получили увечья, из них 82 – тяжелые. За каждой цифрой – человеческие судьбы, семейные трагедии. Но чиновники, призванные контролировать ситуацию на производстве, как обычно, равнодушны к людским бедам. Врачи не удосуживаются даже сообщить о том, что к ним поступил больной с производственной травмой, в соответствующие органы для проведения расследования и принятия мер. Что за этим стоит – простая халатность или еще какие-то корыстные цели? Ответ на этот вопрос пытались недавно найти прокуроры, проводившие собственное расследование случаев производственного травматизма. В одну только Бурлинскую районную больницу с различными увечьями, полученными на производстве, обратились 35 граждан. Но только по 13 случаям медики проинформировали инспекцию труда для принятия соответствующих мер. Остальные факты остались "за кадром", и работодатели не понесли никакой ответственности. А ведь Бурлинский район самый крупный в области по количеству различных предприятий, здесь находится крупнейшее Карачаганакское месторождение, рабочие которого тоже время от времени получают травмы и увечья на работе. Вот только руководство компании "Карачаганак Петролеум Оперейтинг" (КПО) не несется сломя голову оповещать о производственных проблемах у себя. Как сообщили в областной прокуратуре, о получении профессионального заболевания одним из сотрудников иностранная компания КПО оповестила казахстанские органы по истечении более двух месяцев, а о травмах другого сотрудника – через 55 дней.
То, что работодатели скрывают подобные факты, можно как-то объяснить, а вот как объяснить ситуацию, когда сами правоохранительные органы хранят гробовое молчание. Полицейские не сообщают о принятых ими процессуальных решениях по материалам специальных расследований несчастных случаев, констатируют в прокуратуре. Следственные органы максимум в течение 20 дней должны уведомить инспекцию труда о результатах расследования несчастного случая. На деле из 112 вышеуказанных случаев производственного травматизма только 39 были расследованы и по ним были составлены материалы. Судьба остальных случаев опять же осталась "за кадром", по ним органы внутренних дел никого не ставили в известность. Хотя, казалось бы, закон определяет уголовную ответственность за нарушение правил техники безопасности и других правил охраны труда, которые привели к причинению тяжкого вреда здоровья.
К тому же инспекция труда, проводя собственное расследование, выносит такие акты, по которым просто невозможно кого-либо привлечь к уголовной ответственности. За прошлый год по 56 фактам органами внутренних дел принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по реабилитирующим основаниям. Проще говоря, их признали ни в чем не виновными. Основаниями для принятия таких решений послужило отсутствие тяжкого вреда здоровью, говорят в прокуратуре. Но, что удивительно, виновные даже к административной ответственности не привлекались, то есть работодатели полностью ушли от ответственности.
При таких обстоятельствах можно сказать, что производственный травматизм будет только расти в отдельно взятой Западно-Казахстанской области. Потому что чиновники, призванные тщательно расследовать каждый случай ЧП, отделываются отписками. В условиях, когда на работе гибнут люди, работодатели, не создавшие элементарных условий для нормального труда, оказываются ни в чем не виноватыми. А если учесть, что между государственными органами нет никакого взаимодействия и они работают каждый сам по себе, то получается, что людям, получившим увечья, не стоит надеяться на государство. Впрочем, в большинстве случаев так оно и получается. В первую очередь это касается департамента труда и соцзащиты населения, на который граждане возлагают большие надежды, а на деле, как отметили прокуроры, данный орган не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям.
Уральск