Подчищать экономические «хвосты» за британским подданным индийского происхождения будет новый хозяин предприятия, получившего новое название – QARMET, казахстанский бизнесмен Андрей Лаврентьев. Он обязался в течение трех лет инвестировать в предприятия 3 млрд долларов.
Но кто возьмет на себя ответственность за гибель почти 200 рабочих на производстве, произошедшую в эпоху владения им Митталом? Ведь уголовные дела по трем последним ЧП были взяты на контроль руководством страны…
Иностранцев – к ответу
Череда аварий со смертельными исходами не прекращалась начиная с 1995 года, когда Лакшми Миттал приобрел «казахстанскую магнитку» - Темиртауский металлургический комбинат вместе с железорудными и угольными шахтами. Но в последние три года ЧП с человеческими жертвами стали едва ли не визитной карточкой АО «АрселорМиттал Темиртау».
7 ноября 2021 года внезапный выброс метана унес жизни шестерых рабочих шахты «Абайская». 3 ноября 2022 года в результате выброса газа погибли пятеро рабочих подрядной организации УСШМД, проводившей дегазационные мероприятия угольного пласта на глубине 800 метров. 17 августа 2023 года на шахте «Казахстанская» в результате возгорания конвейерной ленты погибли пятеро горняков. 28 октября 2023 года взрыв метана на шахте им. Костенко привел к крупнейшей в истории АМТ трагедии – погибли 46 человек.
И если первая в этом списке трагедий – взрыв на «Абайской» - не повлекла последствий ни для владельца, ни для руководства АО «АрселорМиттал Темиртау» или шахты (суд установил, что причиной трагедии стало непредсказуемое природное явление), то начиная с аварии на шахте им. Ленина, произошедшей уже при Новом Казахстане, подходы к ответственности за трагедии в шахтах с массовыми жертвами изменились.
23 ноября 2022 года, озвучивая выводы правительственной комиссии, в течение 20 дней расследовавшей ЧП, экс-министр по чрезвычайным ситуациям РК Юрий Ильин сообщил: ответственными за аварию на шахте им. Ленина определены 26 должностных лиц, в числе которых - два иностранца, топ-менеджеры компании Биджу Наир и Джелсон Батиста.
Заявление министра произвело эффект разорвавшейся бомбы – никогда прежде за всю историю АО «АрселорМиттал Темиртау» в случае аварий даже тень подозрения не ложилась на экспатов, несмотря на то, что вся система производства была выстроена именно ими.
Жесткие меры
Практически ту же самую мысль озвучили тогда в Комитете промышленной безопасности МЧС РК:
"В АО «АМТ» в плачевном состоянии находится большинство вентиляторов главного проветривания, которыми отработано уже 3 срока эксплуатации (1970-80-х годов выпуска при нормативе 14 лет). За 25 лет контракта на недропользование на шахтах угольного департамента АО «АМТ» не проводилась и не проводится работа по проведению заблаговременной дегазации угольных пластов".
А 7 ноября 2022 года президент РК Касым-Жомарт Токаев на встрече с общественностью Мангистауской области заявил: поскольку аварии на предприятии «АрселорМиттал Темиртау» приобрели системный характер, «придётся принять жесткие меры» в отношении компании. Глава государства потребовал провести комплексную проверку предприятия на соответствие требованиям безопасности труда и всем экологическим нормам.
Таким образом, впервые в информационном пространстве страны появилась новая версия об ответственности за повторяющиеся на шахтах АО «АрселорМиттал» трагедии. Мол, виноват инвестор. Тот, который в погоне за прибылью не заботился ни о модернизации выжатого с советских времен производства, ни о технике безопасности, ни о людях – гражданах нашей страны.
В списке не значились…
Когда в 2023 году случилась трагедия на шахте «Казахстанская», где в результате возгорания конвейерной ленты полыхнул метан, забрав жизни еще пятерых шахтеров, приехавший на место трагедии премьер-министр, которым был тогда Алихан Смаилов, четко обозначил позицию правительства:
"Все ответственные лица будут соответствующим образом наказаны. В прошлом году была подобная ситуация. Тогда руководство (компании АМТ. – Авт.) обещало принять все необходимые меры и обеспечить безопасность труда, вложить инвестиции. Но, как мы видим, трагедии продолжаются, средства в нужном объеме не выделяются. Поэтому сейчас уже ребром стоит вопрос, что будет с собственником этой компании. По прошлым трагедиям расследование также на стадии завершения. Ожидается, что в сентябре материалы будут переданы в суд и виновные, в том числе топ-менеджмент компании, будут привлечены к ответственности. Несомненно, мы это доведем до конца".
Очевидно, под «концом» Алихан Асханович имел в виду судебное разбирательство. Но что мы видим сейчас?
До суда дошло только одно дело – по трагедии на шахте им. Ленина. На скамье подсудимых сегодня четверо – главный инженер технической службы шахты им. Ленина Петр Ли, временно исполнявший обязанности начальника участка вентиляции и техники безопасности Дмитрий Аблов, временно исполняющий обязанности заместителя начальника службы прогноза выбросоопасных участков Талгат Баякенов и начальник смены производственной службы Андрей Завьялов. Всех их обвиняют в «нарушении правил безопасности при ведении горных работ».
Где же те самые топ-менеджеры компании, руководители АМТ, угольного департамента и остальные фигуранты из списка ответственных лиц, выявленных правительственной комиссией? Об этом, как говорится, история умалчивает...
И, что примечательно, подсудимые Завьялов и Баякенов вообще не значились в том самом пресловутом списке лиц, определенных ответственными за трагедию. Кстати, Дмитрий Аблов и Талгат Баякенов свои обязанности исполняли временно и были назначены за несколько дней до трагедии.
Экономия на безопасности
О том, что главные виновники трагедий на шахтах АМТ ушли от ответственности, нынче говорят все, включая потерпевшую сторону - родственников погибших рабочих и выживших проходчиков.
400 шахтеров шахты им. Ленина обратились в администрацию президента с письмом, в котором заявили, что под суд отдали «стрелочников» - людей, которые никак не могли предотвратить внезапный выброс, простых исполнителей. Однако их обращение было передано в областную прокуратуру, и там попросту кануло в неизвестность.
На сторону обвиняемых с шахт им. Ленина и им. Костенко встали также ветераны из совета ветеранов угольной промышленности.
Они обратились в Генеральную прокуратуру РК с письмом, в котором приводят аргументированные доводы о том, что обвиняемые во взрывах и гибели рабочих не могут и не должны нести ответственность за ЧП, поскольку «являлись наемными работниками компании АМТ, на которых по индивидуальным договорам возлагались обязанности соблюдения правил техники безопасности, но они не имели возможности выполнять их в силу того, что они не являлись распорядителями финансовых и трудовых ресурсов по оснащению рабочих мест необходимыми горношахтным оборудованием и средствами, так как все эти вопросы решались централизованно(!) администрацией - первыми лицами АМТ».
"Актуальные вопросы промышленной безопасности не нашли отражения ни в акте спецрасследования, ни в опросных листах обвиняемых ИТР", - говорит горный инженер, кавалер трех степеней знака «Шахтерская слава», почетный шахтер, кандидат технических наук в области труда и безопасности Виктор Чайка. - "А ведь следствие должно было в первую очередь заинтересоваться вопросами нарушения администрацией компании АМТ требований Трудового кодекса РК, ст. 318 (безопасность и охрана труда рабочих), а также несоблюдением нормативов численности рабочих на подземных, производственных рабочих участках".
Виктор Яковлевич заявляет: первые руководители компании «АМТ» грубо нарушали и постоянно не выполняли требования этой статьи.
"В коллективном договоре с профсоюзом должны отражаться целевые расходы на безопасность и охрану труда в процентном соотношении к затратам по себестоимости, или в сумме инвестиционных средств", - поясняет он. - "Фактические расходы АМТ за 9 лет, с 2001 по 2009 годы, на охрану труда составили 7,8 % от себестоимости добычи вместо необходимых 25-30 %. При этом постоянно нарушались нормативы численности подземных рабочих, которые составляли 75-80 % вместо 100 %".
Охрана труда? Нет, не слышали…
В своем письме ветераны-шахтеры также подчеркнули, что попытки обратить внимание администрации Миттала на необходимость внедрения научно-технических разработок, направленных на улучшение безопасности труда шахтеров, профилактику и прогнозирование внезапных выбросов метана и взрывов на шахтах, наткнулись на полнейшее равнодушие со стороны топ-менеджеров.
"В 2009 году профсоюз обратился к руководству АМТ с письмом о неудовлетворительном финансировании вопросов охраны труда. Но генеральный директор кампании, которым был тогда иностранец Франк Паннир, ответил: «Стоимостные параметры контракта и затрат на добычу угля являются внутренним вопросом компании». Другими словами, дал понять, что их интересует только прибыль, а какой ценой она будет получена - нет."
"Необоснованные бизнес-действия компании АМТ с мизерным финансированием расходов на охрану труда привели к тому, что на шахтах АМТ за первые 13 лет ее работы (1996-2008 гг.) произошло 6 203 производственных несчастных случая", - пишут в своем обращении старые специалисты, - "из них 191 случай со смертельным исходом и 455 тяжелых случаев. При этом частота случаев травмирования увеличилась в два раза по сравнению с периодом до 1991 года на этих же шахтах в системе бывшего Минуглепрома СССР".
«Мнение международных экспертов – совпало на 99 %»
"27 февраля в СМИ прошла информация о том, что международная аудиторская комиссия, приглашенная для всестороннего и объективного исследования причин частых трагедий на АМТ, закончила работу", - рассказал Виктор Чайка. - "Так вот, их выводы с нашим обращением совпадают на 99 %! Вывод международных экспертов: «Причины аварий на шахтах - это нерациональное или неудовлетворительное финансирование в ранние годы на развитие шахт». Мы также кричали везде, что 26-летний период работы АМТ на шахтах Караганды должен получить негативную оценку как в суде, так и компетентных органов Казахстана!"
"В акте спецрасследования ни слова не говорится о причинах сверхнормативной загазованности горных выработок метаном с максимальной силой его взрыва (при концентрации 9,5 %), при наличии в шахте действующей системы АГЗ – автоматической газовой защиты до 2 %, - говорится в обращении специалистов к генпрокурору РК, - не сообщается о причинах и объемах выделившегося метана из нижележащего пласта, показаниях АГЗ до и после взрыва метана, температуре механической искры, приведшей к воспламенению метана и др. Для многих шахтеров, ветеранов, горных инженеров указанные в акте причины трагедии вызывают большое сомнение".
Да и сама причина трагедии, указанная в акте, по словам Виктора Чайки, заставляет усомниться в ответственности за нее обвиняемых.
"Сама формулировка причины аварии на шахте им. Ленина: «вследствие внезапного газодинамического явления, связанного с выходом повышенного количества газа и угольной пыли из ранее пробуренных дренажных скважин при вскрытии пласта» - уже, согласно трудовому законодательству, должна освобождать работников от ответственности! – подчеркивает специалист. – Поскольку «внезапный выброс» - это непрогнозируемое, неконтролируемое природное явление, а такие явления относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, или форс-мажору. Пункт об этом есть в любом трудовом договоре".
По словам специалистов – ветеранов, они намерены отстаивать свою позицию как на этапе следствия, так и в судах.
Айдана Ахметова, Караганда