Кто одевает казахстанский спецназ, и почему европейцам так полюбились отечественные пуховики

Швейно-обувная фабрика «КазЛегПром-Алматы» была основана в 2013 году. В последние годы компания работает в основном по госзаказу - например, сейчас цеха спецодежды отшивают форму для Национальной гвардии. На этой же фабрике создавалась форма для казахстанских спортсменов для участия в Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро и учеников «Назарбаев Интеллектуальные школы». Работает предприятие и на экспорт – поставляет спецодежду в Россию, например в начале этого года изготовило партию спецодежды для российского «Газпрома», пройдя сложный аудит.

Шьют на фабрике и обычную одежду – классические мужские костюмы и рубашки. В ближайших планах – запуск линейки женской брючных костюмов для офиса. Приобрести продукцию фабрики можно в фирменных магазинах.

Кроме того, «КазЛегПром» – единственная в Казахстане фабрика, которая сама отливает подошвы, по 800 пар в день. Сейчас обувной цех собирает обувь для работников КТЖ.

Предприятие старается использовать казахстанское сырье, состав одежды отечественный более чем на 50 %, обуви – более чем на 70 %. После каждого этапа продукция проходит проверку отделом качества.

На производстве заняты более 700 человек, из них 70 – это стажеры, студенты разных учебных заведений Алматы. Вопрос дефицита кадров, несмотря на это, стоит остро – фабрика готова нанять еще 100 работников. Желающие могут получить профессию прямо здесь – у «КазЛегПрома» есть учебный цех с гарантированным трудоустройством. Зарплата у швей сдельная, в среднем они получают по 200-250 тысяч тенге в месяц. Впрочем, инфляция отражается и на фабрике: например, раньше она предоставляла обеды работникам, теперь им приходится платить в столовой самим.

Во втором филиале в Узынагаше работают 150 человек. Директор предприятия Олжас Зияханов говорит, что в ближайших планах значится расширение этого цеха до фабрики на 300-400 сотрудников.

Зияханов отметил и сложности производства: из-за политик налогообложения ввоз сырья и готовой продукции по себестоимости получается примерно одинаковым, из-за чего казахстанской продукции сложно конкурировать по ценам с китайской и кыргызстанской. Глава компании сказал, что снизить стоимость отечественной одежды помогли бы налоговые преференции для предприятий легкой промышленности.

Генеральный директор ТОО «KaзСПО-N» Елена Свечникова тоже полна оптимизма, несмотря на сложности. Ее предприятие специализируется на одежде, которую сложно производить за счет особенностей технологии. Речь идет, например, о форме для казахстанского спецназа, где требуются специализированные фасоны и материалы. Госзаказы компания, впрочем, берет не всегда, так как подобная работа в Алматы требует затрат, которые калькуляция не покрывает.

«KaзСПО-N» отшивало и форму для лучших отечественных спортсменов – стены офиса увешаны фотографиями чемпионов в одежде, созданной на фабрике. Швейный цех сейчас отшивает форму для казахстанской делегации, которая поедет устанавливать рекорды на 19 Азиатские игры в Китае.

Еще одно направление работы фабрики – пуховики, которые выпускается под маркой Alerma. Из-за сложностей, связанных, например, с обработкой пуха, больше никто в Казахстане не производит такую продукцию. При этом, по словам Елены Свечниковой, упор делается на максимально возможное качество – повышенное содержание пуха, тщательный выбор материалов, проработку фасонов и деталей. Есть и возможность связать или вышить нужную деталь, напечатать на ткани нужный узор. Пуховики действительно получаются очень легкими, прочными и стильными – настолько, что заказы на создание коллекций поступают от именитых российских дизайнеров, а куртки «KaзСПО-N» успешно продаются в разных городах России. Приобрести их также можно в фирменных магазинах в разных городах Казахстана

Компания также планирует расширяться – сейчас идет строительство здания, а запуск производства в Есике намечен на декабрь. В городе уже работает обучающий цех с обучением на казахском и русском языках, фабрика будет рассчитана на 100 работников.

В Алматы учебный цех работает больше 13 лет. В немалой степени это вынужденная мера.

«Найти специалистов катастрофически тяжело, поэтому мы сами их обучаем», - говорит Свечникова.

Она также считает, что нужна отдельная программа для развития легкой промышленности, потому что подход к этой индустрии должен отличаться от подхода к сельскому хозяйству или машиностроению. В программу нужно включить упрощение получения маркировки процедуры и выплаты компенсаций за участие в профильных мероприятиях для экспортеров. Кроме того, экспортерам одежды тяжело пройти процедуру таможенного оформления.