Кто нас “тянет” за язык?

Но не успели мы как следует приняться за учебу, грянул гром с молнией. Сначала на свет вытащили сырой законопроект от Минкульта, в котором обозначалось, что с 2013 года все официальные ответы будут даваться гражданам РК лишь на государственном языке. Впрочем, о том, что это был сырой, не готовый вариант закона, тут же сообщили сами инициаторы законопроекта. Однако один лишь намек на усиление казахского языка вызвал в обществе бурю эмоций.

Еще не остыли страсти, как на свет появляется “Письмо 138” Президенту, в котором его авторы потребовали убрать из Конституции пункт, дающий русскому языку право равного хождения наряду с казахским. По мнению авторов письма, русский язык таким образом незаконно выполнял функцию государственного.

Почти на следующий день от своих подписей отказались сразу несколько известных людей. Это показало всему обществу, насколько скороспелым и поспешным было это письмо. Впрочем, по словам политолога Айдоса Сарыма, именно реакция на законопроект от Министерства культуры и вызвала к жизни это письмо.

Поспешишь – людей насмешишь

Так торопились его главные инициаторы, что по телефону брали согласие и собирали подписи. Одному из сборщиков подписей я задала вопрос: если уж вы хотели сделать такое благое дело – помочь функционированию казахского языка, что же не подготовились как следует? Почему не вынесли этот вопрос на референдум? Почему столь радикальные меры (исключение статьи из Конституции) вы принимаете небольшой “могучей кучкой”? Но вопрос оказался риторическим. Подозреваю, что завтра мне тоже укажут на мое место, например, намекнув на мой пол (как это было сделано в отношении Бибигуль Тулегеновой). Впрочем, я не обижусь.

В данном случае я лично испытываю обиду лишь за казахский язык.

На днях видела любопытные кадры по одному из алматинских каналов: в далеком 1957 году в Казахской ССР тоже обсуждались вопросы усиления казахского языка... Может, оттого так особенно торопятся стареющие интеллигенты, что чувствуют свою вину перед казахским обществом?

Ведь даже за 20 лет независимости было потрачено столько миллиардов тенге на так называемое укрепление языка, что эта сумма, возможно, составила бы бюджет целой страны!

Казахский язык как способ обогащения

Но в действительности статья 4 Закона “О языках”, в которой о статусе государственного языка говорится чуть подробнее, чем в Конституции, так и пропала втуне! Где материально-технические условия для свободного, а главное, бесплатного овладения языком всеми гражданами страны, о котором говорится в этой статье?

Почему бесплатные разговорники мы получаем только в канун 20-летия независимости, когда, как говорится, петух клюнул в одно место, а не намного раньше? Ведь за эти годы денег выделялось немало? Куда они ушли? Почему не были созданы такие эффективные методики изучения казахского языка, которые бы были под силу и школьнику, и взрослому? Почему все это время те, кто имел отношение к выделению средств и собственно продвижению государственного языка, занимались лишь болтовней, пустыми обещаниями, а иногда и просто тупым распилом бюджетных денег?

Я лично на всю жизнь запомнила, как председатель Комитета по языкам Ерден Кажибек, подписав целых три акта работ по созданию онлайнового переводчика, смылся с 86 миллионами тенге за границу. Правда, финпол о результатах уголовного дела так ничего и не сообщил. А Кажибек, по слухам, “влачит” безбедное существование якобы где-то на турецком Кипре.

Не смотрите свысока

На днях была на мастер-классе известного российского психолингвиста Дмитрия Петрова. Так вот, пока наши лингвисты, языковеды и прочая интеллигенция в своем государстве раскачивались, этот талантливый человек, знающий 30 языков, разработал по своей методике специальные уроки для изучения казахского языка! И пусть даже эти уроки более теоретические, но на примере того же мастер-класса могу сказать: этот человек реально делает изучение языка намного ближе, а не запугивает желающих учиться томами учебников, тяжелыми и сложными формами глаголов и уж тем более не смотрит свысока на шала-казахов!

Но самое главное – и это относится к изучению любого языка, пусть даже и родного или государственного, – мотивация! Без нее любая методика – что мертвому припарка.

Какую мотивацию для изучения государственного языка создали за 20 лет?

Недостаточно, только лишь отобрав статус официального у русского языка, как предлагают Мухтар Шаханов и 137 подписантов, сделать казахский язык востребованным.

К тому же, как мне показалось, эти люди плохо представляют, что происходит в обществе уже на протяжении нескольких лет. Так вот, ежегодно число сдающих ЕНТ-тесты на казахском языке увеличивается. А уж о поступающих на русскоязычные отделения и говорить не приходится. Их число катастрофически тает! Будущие педагоги учатся лишь на казахском отделении!

Без казахского языка не берут на госслужбу, а на другую привлекательную работу не берут без знания… английского языка, а не русского.

На пресс-конференции 27 сентября, куда пришли Мухтар Шаханов и лидеры политических и общественных движений, на все вопросы, кто же виноват во всем этом, я услышала лишь один ответ: “Билiк” (власть).

Это, по мнению Мухтара Шаханова, власть не говорит на казахском, власть не дает хода разработке методик, власть двуличничает и так далее… Как мне представляется, казахский язык для некоторых – это всего лишь знамя, которым сегодня размахивают. Для других – это средство обогащения. А посему выучишь ты казахский или нет – уже не важно. 

Алматы