Бюджет столицы на 2020 год еще не принят до конца, а гражданские активисты уже говорят о непрозрачности этого процесса. Да, вроде проводится множество заседаний по утверждению доходов и расходов города, но информация об уже одобренных проектах – тайна за семью печатями.
– В 2010 году началось строительство новой ТЭЦ, об этом писали в новостях. В 2016 году должны были его закончить. Какое количество денежных средств было выделено? На что они пошли – нигде нет. Была новость о том, что строительство затягивается и окончание его запланировано на 2019 год. Насколько я понимаю, по итогам этого года мы также ничего не увидим и не узнаем, – говорит эксперт проекта “Гражданский бюджет” Талгат ОМАРОВ.
Этот проект инициирован частным учреждением “Integrity Astana” для того, чтобы повысить, во-первых, финансовую грамотность населения Нур-Султана, во-вторых, прозрачность бюджетирования. В середине ноября активисты за “круглым столом” обсуждали финансы топливно-энергетического комплекса и ЖКХ столицы. Собрались представители ассоциаций КСК и нескольких общественных советов разных районов города.
– Я понимаю, почему наше население так безразлично к бюджетным процессам – чтобы задавать вопросы, надо обладать хоть какой-то информацией. Но на сайте столичного акимата ее найти крайне сложно. Многие разделы не обновляются годами либо предоставляют сведения в виде таблиц и даже ксерокопий документов, – говорит директор ЧУ “Integrity Astana” Жанат НУРГАЛИЕВ.
В то же время, как уверена директор ассоциации жителей самоуправляемых кондоминиумов “Мой дом” Жанна КАБУЛБЕКОВА, нежелание акимата раскрывать свой бюджет не должно стать препятствием для здравых инициатив. Просто разговаривать с чиновниками надо более предметно и требовать сокращения монопольного влияния поэтапно.
– Есть такая услуга, как вывоз мусора. Некая компания, непонятно почему, согласно какой-то публичной оферте, получает деньги. За что? Кто это? Мы с ними договор не заключали! Говорят, что они выиграли тендер у акимата. Но почему они тогда с нас деньги берут? Сейчас еще требуют: давайте увеличим тариф. С чего это вдруг? Наш дом: 13 подъездов, 9 этажей, 605 квартир, 14 контейнеров. Вывоз мусора производится ежедневно. Казалось бы, молодцы. Но никто не знает, что, оказывается, они должны убирать за собой, проводить дезинфекцию контейнеров, – возмущается Жанна Кабулбекова.
Она предлагает, чтобы договор с мусоровывозящей компанией каждый кондоминиум мог заключать индивидуально. И в новом законе о ЖКХ, по словам женщины, такой тип договора предусмотрен. Но столичный акимат отдать эту услугу на откуп КСК не готов.
В качестве пробного этапа ассоциация “Мой дом” предлагает внедрить похожую схему на вывозе снега. Сейчас за это отвечает управление коммунального хозяйства города, при этом машин на то, чтобы почистить дворы, у них постоянно не хватает, и сугробы неделями, а то и месяцами лежат под окнами многоэтажек. Руководителей КСК за эти сугробы регулярно штрафует экологическая полиция.
– Что если эти деньги выделять домам? И пусть органы управления отчитываются за них: как они почистили территорию, куда вывезли снег и так далее? Соответственно, появятся новые компании по уборке территорий и, следовательно, новые рабочие места, люди перестанут жаловаться акиму, что у них плохо убрали, – перечисляет плюсы идеи Жанна Кабулбекова.
НУР-СУЛТАН