ВСЕ, ЧТО ВЫШЕ МЕТРА С КЕПКОЙ
Для столь ответственной работы, как мытье окон на высоте, требуется спецподготовка. Желательно альпинистская.
Но высотными работами называется все, что выше… 1,5 метра. Различий в том, ведется ли работа на 5-м этаже или на 25-м, здесь почти не делают. Риск падения в любом случае смертельный.
Но об этом промышленные альпинисты говорить не любят. Они настоящие профессионалы: у них двойная страховочная веревка, каска и обязательное снаряжение. Они не выполняют работу при порывах ветра уже 15 метров в секунду, а про грозу, дождь, туман и обледенение зданий говорить не приходится – работа в таких условиях запрещена техникой безопасности.
Но, по мнению генерального директора фирмы “Альпин Пром” Юрия Евсюкова, в последние годы в промышленном альпинизме, как и в любом другом виде деятельности, появились свои гастарбайтеры: у них все, как у простых “гостевых работников”, – и цены ниже, и страховка хуже, и гарантий на работу нет.
Профессиональные мойщики окон берут за работу больше гастарбайтеров, но, понятно, их цены не сопоставимы с расценками их коллег где-нибудь в Нью-Йорке. У промышленных альпинистов зарплата хоть и считается одной из высоких в Казахстане, но до “Форбса” не доведет. В среднем в месяц – около 70–80 тысяч тенге.
ГОСТИНИЦА “КАЗАХСТАН” И ДРУГИЕ
Среди объектов, которые часто обслуживаются промышленными альпинистами, – высотная гостиница “Казахстан”, Дом офицеров, комплексы “Нурлы тау” и новый 165-метровый отель “Мэрриот” на проспекте Аль-Фараби. И жилые новостройки – если жильцы готовы платить.
– Но не все соглашаются. И приходится работать “пятнами” – тут помыл, там не помыл…
Чаще других к высотникам обращаются владельцы зданий, облицованных ракушечником, – таких, как, например, Дом офицеров. Ракушечник быстро впитывает всю грязь и копоть улиц, а отмывается с трудом, приходится применять шлифовку.
Промышленные альпинисты как никто другой могут оценить приспособленность здания к дальнейшему обслуживанию. По словам Юрия Евсюкова, примерно до 2004 года многие здания строились по принципу “одного дня”.
– Как оно будет обслуживаться в дальнейшем, никто не думал. К примеру, облицованное стеклом здание сверху накрыто длинным козырьком – как и за что цепляться альпинисту, которому нужно помыть окна, одному Богу известно. Можно, конечно, и присосками пользоваться, но чем дальше от стены, тем сильнее амплитуда раскачки, так можно и стекло выдавить.
Кстати, однажды, занимаясь работами на высоте в гостинице “Казахстан”, альпинисты заметили, что некоторые плитки на отеле “плавают”, едва держатся. Доложили руководству отеля. Возможно, это спасло чью-то жизнь...
ДЛЯ ХУДЫХ И РОМАНТИЧНЫХ
Мытье окон да и в целом промышленный альпинизм – занятие для худых и ловких. Лишние килограммы на высоте создают дополнительные риски.
Мы смотрим, как ребята готовятся к мытью окон в одном из новых небоскребов Алматы. Константин Астахов и Олег Бугров сначала поднимаются наверх, устанавливают там страховочные тросы и по ним спускаются вниз, надевают каски… и вновь поднимаются.
Экипировка мойщиков окон состоит из легкого влагоотталкивающего костюма, страховочного пояса с множеством закрепок для инструментов. На руках две пары перчаток: снизу тряпичные, сверху резиновые. Самое главное – легкая и мягкая обувь, чтобы ненароком не выдавить стекло.
Мытье окон в самом большом небоскребе Алматы, где на площади почти пять тысяч квадратных метров трудились десять альпинистов, заняло почти неделю.
Бывает и дольше – если погода плохая. Кстати, высотники говорят: именно поэтому в Астане невыгодно работать. Все время дуют ветры, и холодно девять месяцев в году.
– Бывают курьезы на работе?
– Курьезы обычно случаются с новичками. Многие приходят, бьют себя в грудь: да я смогу, да я сумею, поднимаются, зависают… и уже ничего не могут. Их сковывает страх. Они при этом не могут ничего сделать, приходится зависать рядом и снимать их.
– А романтичные предложения по работе были?
– Да, однажды парень к нам обратился, хотел девушке, с которой поссорился, подарить цветы необычным образом – в окно. Он хотел сам, но по инструкции не положено, и тогда кто-то из наших ребят сделал это за него. Самое интересное – сработало! Девушка была покорена!
– А в горы ходите?
– Нам хватает того, что мы лазаем по небоскребам города. Правда, высоты здесь небольшие, самая высокая точка – 200 метров!
– Женщины в профессии есть?
– Да, есть бесстрашные девчонки, но не в нашей фирме.
– А чем они принципиально отличаются от мужчин – мойщиков окон?
– Моют, наверное, тщательнее…
Факты в тему
Через пару лет мыть американские окна будут не мойщики и даже не роботы: окна смогут мыться сами. Уже в конце этого года в продаже появятся стекла, которые для самоочистки будут использовать дождевую воду и солнечные лучи. Процесс постоянного мытья обеспечивает покрытие из оксида титана, которое улавливает ультрафиолетовые лучи. К этим окнам не нужно прикасаться тряпкой. Если нет дождя, достаточно просто побрызгать их водой, и они размажут ее сами...
***
Один из известных миллиардеров России Михаил Фридман свою предпринимательскую карьеру начал в 1988 году в качестве основателя фирмы, занимающейся мойкой окон. Уже через год он создал в Москве инвестиционную группу “Альфа-Капитал”. По данным на май 2008 года, занимал 20-е место в рейтинге самых богатых людей мира (его состояние оценивалось в 20,8 миллиарда долларов).
***
Руководство Sheraton Hotel в Шанхае нарядило всех состоящих в штате мойщиков окон в костюмы Человека-паука, чтобы они не пугали постояльцев своим неожиданным появлением за окном номера.
Жанар КАНАФИНА, Тахир САСЫКОВ(фото)