Кто и ради чего готов работать в казахских аулах

14 лет за 50 тысяч

Кто из обывателей не костерил чиновников, которые, мол, и качественный ремонт дорог не могут организовать, и вопросы населения решают как-то не так, как надо. При этом мало кто задумывается о том, что профессионалу неинтересно работать на государственной службе. Ведь, к примеру, фактическая зарплата ведущего специалиста сельского акимата варьируется в пределах 45–50 тысяч тенге. Согласитесь, это не тот доход, ради которого одаренные молодые люди хотели бы начинать карьеру в сфере государственного управления. Сегодня заработная плата в акиматах и департаментах сильно отличается в зависимости от того, район это, город или областной уровень.

Пока лучше всего платят в столице. Кто и ради чего готов работать в ауле?

– Действующая система оплаты в государственных органах не менялась на протяжении последних 14 лет, при этом она не учитывает ни степень сложности работы госслужащего, ни эффективность его работы, – подчеркнула руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Восточно-Казахстанской области Жанна КАБДОЛДАКЫЗЫ.

Для решения этой проблемы была разработана так называемая факторно-балльная шкала, которая нацелена на то, чтобы учитывать степень ответственности и эффективность работы госслужащего.

И в нынешнем году первыми опробовали ее в агентстве по делам госслужбы, минюсте, а также в акиматах Астаны и Мангистауской области. Со следующего года эта система будет внедряться во всех регионах страны.

300 свободных вакансий

Одна из главных задач – выровнять доходы чиновников, работающих в столице, и тех, кто трудится в отдаленном ауле. Иначе способный, работящий и грамотный сельский служащий всеми правдами и неправдами будет рваться работать в столицу, где его труд оценивается совсем другими категориями, либо в сельском акимате остается безнадежный, ни к чему не стремящийся чиновник “в футляре”. Профилактика коррупции: госслужащим стало выгодно признаваться в получении взятки

– Новая система уменьшает диспропорцию между зарплатами местного государственного органа и министерства, – пояснила Жанна Кабдолдакызы. – Обычно она составляет 70 процентов, а там, где факторно-балльная шкала уже внедрена, удалось достичь двойного повышения заработной платы, и диспропорция сокращена до 10 процентов.

Стоит ли удивляться, что в акиматах текучка кадров чуть ли не самая большая в стране. Рядовые специалисты уходят десятками.

К примеру, в Восточном Казахстане на протяжении нескольких последних лет стабильно свободно порядка 300 (!) вакансий, которые никто не стремится занять. А там, где реализовывались пилотные проекты новой системы оплаты, резко увеличилось число претендентов на госслужбу. Например, в восточноказахстанском департаменте агентства по госслужбе в конкурсе на должность главного специалиста обычно участвовало по 3–5 человек, но после введения новой системы на вакансию претендовало уже более 30 кандидатов на одно место. Конечно, при таком выборе можно отыскать высокопрофессионального сотрудника.

Бонусы за результат

Теперь тот, кто хорошо работает, будет получать соответственно.

– Новая система состоит из фиксированной и переменной частей. Фиксированная – это новый реестр, который учитывает уровень знаний чиновника, опыт работы, необходимый для эффективного осуществления конкретных должностных обязанностей, степень сложности поставленных задач, а также ответственность за достижение результата.

В течение года регулярно будет оцениваться работа каждого госслужащего в зависимости от того, что он сделал, и результатов его работы. В зависимости от этого служащим будут выплачиваться бонусы. Это уже вторая, переменная часть новой системы оплаты.

Действующая же система предусматривает выплату премий без учета оценки деятельности, – отметила руководитель восточно-казахстанского департамента по делам государственной службы.

Что такое профессионализм для чиновника?

И вроде бы все понятно – профессионалы в сфере госслужбы получат стимул работать, высокая зарплата лишит повода брать взятки. Но для стороннего взгляда непонятен критерий профессионализма в чиновничьем мире. Можно окончить три академии управления, встать во главе управления ЖКХ и не понять многочисленных технических ошибок в ТЭО для будущего фонтана.

Два диплома управленца не помогут застраховать от фатальной ошибки, если управленец примет решение строить новый микрорайон в зоне плывущих грунтов.

Таких примеров немало в Семее, где многострадальный отдел ЖКХ дважды возглавляли бывшие спортсмены, один из которых успел поруководить и спортом, и ЖКХ, и культурой. Но с точки зрения аппаратных инструкций руководить можно чем угодно, если есть опыт начальника, а показателем профессионализма для госслужащего является отнюдь не квалификация в конкретной (строительной, дорожной, экологической и т. п.) отрасли.

– В первую очередь человек должен соответствовать квалификационным требованиям. При поступлении на государственную службу кандидат сдает тестирование на знание законодательства. Затем проводится оценка личных компетенций, устойчивость к коррупции, стрессоустойчивость и др. И третий этап отбора – это уже непосредственно собеседование в госоргане, – рассказала о требованиях Жанна Кабдолдакызы. – Но есть специфические должности, которые трудно заполнить: и вроде как претендентов много, но из-за маленькой зарплаты, большого объема работы или высокой ответственности не хотят люди идти на нее. И в таком случае требования к претенденту могут быть расширены.

Человек, который имеет образование в сфере государственного и местного управления, может занять такую должность.

Но его компетенцию и соответствие той или иной должности окончательно определяет только конкурсная комиссия, которая принимает коллегиальное решение – подходит претендент на данную работу или нет. Главное, чтобы такая комиссия была максимально открыта, прозрачна и проходила с участием наблюдателей, – пояснила руководитель департамента по госслужбе.

Где найти деньги на новую зарплату

Сегодня в Казахстане насчитывается более 98 тысяч госслужащих. В ВКО их – свыше 8 тысяч. И хотя новая система оплаты труда коснется только корпуса Б – то есть рядовых служащих, все равно на новую зарплату понадобится внушительная сумма. Но в агентстве уверяют, что для новой системы оплаты труда не придется разорять казну. Хамство на работе и нескромность в сетях: что творят казахстанские чиновники

– Ее внедрение и повышение заработной платы будет обеспечено в первую очередь за счет внутренних резервов государственных органов, – заявила Жанна Кабдолдакызы. – Для этого в госорганах будут оптимизированы подведомственные структуры. Например, у нас в области более 1 300 подведомственных организаций. Мы провели предварительный анализ и обнаружили среди них дублирующие друг друга.

Или, к примеру, у нас есть два государственных колледжа, которые обучают и выпускают одних и тех же специалистов. Есть ли необходимость содержать два?

Будет проведен глубокий тщательный анализ, после этого оптимизированы подведомственные организации. За счет оптимизации контрольно-надзорных функций и автоматизации государственных услуг будет сокращен аппарат.

Сколько именно чиновников будет сокращено, пока неизвестно. Но Президентом страны уже подписан указ, который дает право руководителю государственного органа самостоятельно определять штат и структуру своего ведомства. Когда все будет подсчитано, станет ясным масштаб грядущих сокращений. Ждет оно и вспомогательные структуры.

Вместо многочисленных собственных финансистов, юристов, кадровиков в каждой конторе будет одна на всех централизованная бухгалтерия и отдел кадров.

Все это тоже должно дать существенную экономию ресурсов, которую и отправят на повышение заработной платы.

СЕМЕЙ