Кто и как зарабатывает миллионы на разнице в пошлинах

Сегодня в России существует экспортная пошлина в размере 34,1 доллара на 1 тонну зерна. В Казахстане таковую не вводили, тем самым хотели создать благоприятные условия для развитие рынка трейдеров. В итоге получился обратный эффект: начался глобальный переток товаров из России в Казахстан с дальнейшей переработкой и отправкой продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья. При этом большинство импортеров предпочли уйти в тень.

Представители областного департамента государственных доходов заявляют, что теневой рынок зерна становится всё больше и нужны действенные меры для борьбы с ним. Поэтому налоговики активно используют современные методы мониторинга и выявления серых схем.

Активно поднимает вопрос серых схем и Зерновой союз Казахстана, который отправил жалобу в правительство. В ней объединение указывает, что казахстанские аграрии несут большие убытки из-за нелегальных перевозок зерновой продукции. Это влияет на цены на внутреннем рынке, потому что более дешевая продукция, импортируемая из России, не дает возможности увеличить стоимость отечественной продукции. Зерновой союз отмечает, что многие трейдеры используют теневые схемы по доставке сельхозпродукции и идет огромный нелегальный переток денег между РК и РФ. Причем часть средств идет официально через банки, а часть перевозится в виде наличных денег, которые нигде не декларируются.

Изворотливые схемы

Сегодня в Костанайской области зарегистрировано порядка 170 компаний, производящих закуп, реализацию и переработку зерновой продукции. С наступлением пандемии и введением моратория на проверки и различного рода послаблений для бизнеса тотального вмешательства в их деятельность и гонений со стороны ДГД нет. Значительно сократилось и количество судебных исков к бизнесу. В департаменте госдоходов региона подчеркивают, что, если у бизнесмена всё в порядке с документами, бояться проверки ему не стоит. Но в то же время чиновники заявляют, что сами бизнесмены часто придумывают изворотливые схемы, чтобы не платить налоги: записывают импортируемый товар на подставных лиц или завозят его по заниженной стоимости.

– К примеру, тонна зерна в России стоит 70 тысяч тенге, но ввозится она в Казахстан с оформлением в 35 тысяч тенге, – пояснил представитель департамента госдоходов Костанайской области Шынкусхан ЕСМУХАНОВ. – Занижают импортеры количество и объем: КамАЗ с прицепом может реально везти 30–35 тонн продукции, а в документах указывается 15–17 тонн. Кроме этого, участники теневого зернового рынка придумали и новые схемы уклонения от налогов. Одна из них – это легализация импортного товара. Трейдеры обращаются за помощью к местным товаропроизводителям, чаще всего к главам крестьянских хозяйств, которые не платят НДС. А те за определенную плату документально оформляют “серое” зерно как свое. Нередко трейдеры реально покупают у фермера культуры, но в документах вместо фактических 200 тонн значатся 2 000.

Выгодность серых схем на рынке зерна специалисты объясняют наличием нескольких причин. Понятно, что предприятия легализуют товар, переделывая документы с российского производства на казахстанское, чтобы получить большую прибыль.

Таким образом они экономят еще и затраты на перевозку товара по железной дороге. Так как у АО “ҚТЖ” действует дифференцированный тариф по транспортировке товара. Для казахстанской продукции – пониженный, для импортной – повышенный. Таким образом, предприимчивые бизнесмены получают чистую выручку, которая не облагается налогами.

Еще одна популярная схема заключается в том, что владелец мельницы создает свое аффилированное предприятие, которое занимается экспортом. С одной стороны, ничего противозаконного в этом нет, открывать такие компании можно, если бы они не подавали заявку на возврат НДС.

– Сегодня из 170 костанайских предприятий сферы покупки, продажи и переработки сельхозпродукции большинство имеет низкий коэффициент налоговой нагрузки, – добавил представитель ДГД. – Есть мельницы, которые в соответствии с налоговым законодательством применяют льготы как переработчики сельхозпродукции. Они получают льготы по уплате налогов в размере 70 процентов. Часто встречаются случаи, когда для отправки товара за границу владелец мельницы регистрирует аффилированное ИП или ТОО. Затем по рыночной цене якобы продает ему муку или другой товар. Эта компания экспортирует его за рубеж и имеет право на возврат НДС в размере 100 процентов. И получается так, что переработчик платит в бюджет 30 процентов от НДС, его же предприятие-экспортер получает возврат НДС в размере 100 процентов. Из-за действия таких схем бюджет теряет деньги.

Все под колпаком

Мониторинг сделок между трейдерами, крестьянскими хозяйствами и мельницами налоговая служба ведет постоянно. И уже установила 3 случая, когда ИП регистрировалось обманным путем или за вознаграждение на лиц из маргинальной среды. Такие предприятия ввозили из России зерно, но фактически его не продавали. По этим фактам объем импорта составил 20–30 тысяч тонн зерна. На деле он был легализован, затем переработан в муку, отруби и продан как в Казахстане, так и за его пределами. За 2019–2020 годы налоговики выявили такие случаи по 3 компаниям, где сумма причиненного ущерба превысила размер уголовно наказуемого деяния и бизнесмены получили реальные сроки. Уголовное наказание от 1,5 до 2,5 года получили и те, кто выписывал фиктивные электронные счета-фактуры. Без большого хлеба и с большими проблемами: что ждет казахстанцев после завершения уборочной кампании

– В этом году импортерами выступили всего 20 субъектов, из них 10 официально продажу товара не производили, но при этом у них не было ни своих складских помещений, ни договоров на хранение, – подчеркнул Шынкусхан Есмуханов. – А это значит, что продукцию ввезли в нашу страну и сразу продали без документов. Сейчас у нас в разработке более 70 КХ, которые производили предполагаемую выписку фиктивных документов на сумму более 3,7 миллиарда тенге.

По словам налоговика, сегодня наличие таких сделок и договоров позволяет просматривать система электронных счетов-фактур. Также есть возможности для дистанционного выявления фиктивных сделок. В этом случае специалисты используют данные различных госорганов. И в дальнейшем работу в этом направлении ДГД будет только усиливать.

Пора расширять и сотрудничество с коллегами из России по выявлению фактов теневой поставки казахстанской продукции на рынки приграничных регионов.

– Сейчас отследить, работало предприятие или нет, можно, даже сопоставив информацию, предоставленную коммунальными службами, – пояснил представитель ДГД. – К примеру, если компания официально заявила, что произвела 100 тысяч тонн продукции, а электроэнергии потратила в объеме, который идет на выпуск 400–500 тысяч тонн, реальная картина становится ясна. Современные технологии позволяют произвести все расчеты в косвенном порядке. И фирмы, нарушающие законодательство, будут наказаны. Может, не сразу, но ответственность наступит. Если сегодня налогоплательщик уклонился от выплаты, в дальнейшем это аукнется ему доначислением налога, пени и штрафа.

Вопрос на обсуждении

Возникает вопрос, почему же налоговики в самом начале, еще на границе, не пресекают нелегальный импорт? Не проверяют соответствие данных, указанных в документах, и фактический вес перевозимого товара?

Как пояснил представитель ДГД, пока у налоговых органов таких полномочий нет.

Оказывается, согласно нормативам, действующим на территории Евразийского экономического союза, на погранпостах специалисты налоговой службы такие проверки осуществлять не могут.

Но вопрос о внесении изменений в правила уже обсуждается. И если он будет решен положительно, они смогут досматривать фуры и взвешивать зерно, которое ввозится на территорию Казахстана. Таким образом, одна легальная лазейка будет закрыта. Но, пока вопрос на обсуждении, налоговики советуют фермерам не соглашаться на фиктивные сделки, так как рано или поздно за них придется отвечать и им.

КОСТАНАЙ