Кто и как получает безвозмездные кредиты от государства и какая от этого польза

Идея – плюс, реализация – минус

Плюсы государственной программы “Дорожная карта бизнеса – 2020” расписывались в СМИ хоть и с завидной частотой, но без лишних подробностей. Сама идея, исходящая от правительства, довольно интересна – дать шанс начинающим предпринимателям реализовать новую идею на деньги, которые выдадут не только без процентов, но и вообще на безвозвратной основе. На деле же в большинстве случаев такая акция превратилась в оказание благотворительной помощи, причем не столько нуждающимся гражданам, а зачастую довольно обеспеченным, не обремененным заботами о получении АСП и других социальных выплат.

В прошлом году в Жамбылской области в рамках государственной программы “Дорожная карта бизнеса – 2020” предпринимателям было выделено 339 миллионов тенге для реализации бизнес-идей. В результате 165 человек получили государственные гранты до 3 миллионов тенге. Как заявлялось, они должны были создать 402 новых рабочих места. В общем-то, совсем немного, но тоже хлеб.

Но вот историй успешных предпринимателей, получивших гранты по ДКБ-2020, либо вообще нет, либо они совсем уж неоригинальны.

По крайней мере, на сайте оператора программы – областного управления предпринимательства и промышленности – ни слова о победителях и их дальнейшей судьбе. А на местных сайтах – довольно-таки примитивные истории успеха. В лучшем случае человек, получивший грант, открыл теплицу или птицефабрику, и дело худо-бедно продвигается.

А ведь, по официальным данным, в Жамбылской области по госпрограмме заявки, подали 466 желающих. Но в управлении предпринимательства и промышленности зарегистрированы только 144 заявки. Данные о регистрации остальных 322 заявок отсутствуют. То есть многие участники даже не узнают о том, рассматривались ли их проекты вообще. И если да, то по каким мотивам им отказали?

Зачем вообще комиссия?

Отдельно стоит сказать о работе конкурсной комиссии. Она состоит из числа госслужащих, предпринимателей и общественников, но ее работа производит странное впечатление.

– Так, выборочное изучение протоколов 2019 года показало на факты оказания предпочтения отдельным участникам конкурса и на необоснованные отказы другим, – рассказывает старший офицер Антикоррупционной службы Жамбылской области Жазылбек АЛДАБЕКОВ. – Бизнес-проект ИП “Тұңғышбай” был одобрен, несмотря на то, что большинство членов комиссии не одобрили его идею. Аналогично решения конкурсной комиссии по бизнес-проектам ТОО “Aitora” и ИП “Қадірман” также были положительными, несмотря на то, что большинство членов были против.

Любопытно, что ИП “Тұңғышбай” и ТОО “Aitora” бизнес-проекты до настоящего времени не реализовали.

Между тем выявлены и неоднократные факты отказов в предоставлении грантов, хотя большинство членов комиссии, наоборот, дали положительные голоса. К примеру, по бизнес-проектам ИП “Жансәуле Мыңтай” и ИП “Agrojem” не были предоставлены гранты, несмотря на то, что 11 из 14 членов комиссии одобрили их. ИП “Канатбаев А. Б.” и ИП “Наушарбан” также не получили гранты с 10 положительными голосами членов комиссии.

Аналогичные несоответствия установлены и по многим другим отклоненным бизнес-идеям предпринимателей, участвовавших в конкурсе.

Спрашивается: почему же в управлении меняют решения комиссии, которая де-факто становится формальным органом?

Как отказать родственникам?

Впрочем, сама комиссия также не гнушается не совсем честными методами работы. Так, в некоторых листах голосования имеются подписи членов комиссии, фактически отсутствовавших на заседании.

Выявлены и такие неблаговидные факты, когда состоящие в комиссии люди продвигали интересы своих родственников, в результате те становились обладателями грантов до 3 миллионов тенге.

– Надо ли говорить, что отсутствие ограничений для членов конкурсной комиссии при рассмотрении заявок своих родственников способствует принятию комиссией субъективных решений, тем самым оказывая предпочтения одним участникам конкурса в ущерб законным интересам других участников? Всё это приводит к нецелевому использованию предпринимателями бюджетных средств в рамках поддержки бизнеса, – говорит собеседник.

Любопытно, что сотрудники Антикоррупционной службы совместно с представителем управления выехали посмотреть один из проектов, который показался им очень интересным. Но, к своему великому разочарованию, они обнаружили, что проект до сих пор не выполнен и фактически считается безнадежным. Судьба выделенных 1,5 миллиона тенге неизвестна

Как и то, сколько еще подобных проектов, профинансированных за государственный счет, повисло в воздухе… К слову, в рамках различных аналогичных государственных программ в Жамбылской области было выделено более тысячи грантов на безвозвратной основе.

Кто они, эти счастливые обладатели дармовых миллионов?

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ