Первые наблюдения на территории Казахстана стали вести в 1848 году в городе Казалинске, с 1854 года – в Семипалатинске и с 1856 года – Кызылорде. К 1917 году метеорологическая сеть Казахстана состояла из 84 станций и 49 постов, принадлежащих разным организациям.
Это – главная геофизическая обсерватория, морское ведомство, Рязанско-Уральская железная дорога, лесной департамент, департамент земледелия и землеустройства.
Как свидетельствуют архивные данные, посты Казгидромета представляли собой обычные домики или юрты. Оборудование состояло из термометров, журнала и перьевой ручки. А первыми казахстанскими синоптиками были сотрудники российского географического общества.
В годы Гражданской войны многие станции прекратили работу. Но уже в начале 1922 года было образовано Оренбургское метеорологическое бюро. Данные со всех станций – их было около 30, доставлялись сюда на лошадях, а в зимнее время из отдаленных районов даже на собачьих упряжках. Синоптики выпускали первые метеобюллетени, которые передавали в местные райкомы партии.
С 30-х годов наблюдатели станций получили радиопередатчики. Свои данные они выстукивали азбукой Морзе.
Машина человека не заменит
Сегодня в подразделениях Казгидромета работают около трех тысяч сотрудников. Специалисты этой службы не только составляют прогнозы погоды, но и прогнозы наводнений, селей, схода снежных лавин, урожайности культур, загрезнения и т. д. В помощниках у синоптиков – современные компьютерные программы для обработки данных, Интернет, электронная почта для быстрой передачи прогнозов по областям.
– Я начинала работать техником – помощником синоптика, – вспоминает директор гидрометцентра РГП “Казгидромет” Светлана Аманкулова.– Расшифровывала синоптические телеграммы, вручную наносила данные о погоде на карты. Занимались этим весь день, поскольку карты мы получали через каждые три часа. Столы были завалены рулонами бумаги, телефон звонил непрерывно. Синоптики писали прогнозы от руки, под копирку, потом несли на телеграф и оттуда рассылали по областям.
Только в конце 80-х годов Казгидромет перешел на машинное нанесение данных на карты. А в середине 90-х годов в службе появились компьютеры.
Конечно, работать стало легче. Но в деле составления прогнозов погоды машина не может заменить человека.
– Опытный синоптик не просто автоматически обрабатывает данные, – говорит Светлана Аманкулова. – Он анализирует, чувствует, какой сюрприз может преподнести погода, – называйте это опытом или интуицией…
Капризы природы не предугадаешь!
– К сожалению, еще не созданы совершенные методы, которые бы просчитали прогноз на сто процентов, – продолжает Светлана Аманкулова. – Можно примерно рассчитать количество осадков, предположить, что будут дожди, но трудно сказать, в какое время пойдет дождь – утром, ночью или днем.
Прогноз дается на 24 часа вперед. За это время процессы в атмосфере могут замедлиться или наоборот – ускориться. И как поведет себя природа, никто точно не скажет.
Каждый год мы подсчитываем среднюю оправдываемость прогнозов. Так, в 2007 году в Алматы прогнозы на сутки были верны на 79–92 процента, по области – 93 процента. Прогнозы на месяц в Алматы совпадали по температуре на 77 процентов, осадкам – на 60 процентов.
Дату рождения помог узнать журнал погоды
В фонде Казгидромета хранятся уникальные данные о погоде в разных регионах Казахстана за последние 150 лет. Начальник фонда Хасен Дускаев показал нам настоящий раритет – журнал наблюдений в городе Уральске за 1856 год.
Из архивов можно узнать, какие температурные аномалии были зафиксированы в Казахстане в различные годы. Так, в январе 1893 года метеостанция Атбасар (Акмолинская область) зафиксировала небывалые в этих краях морозы – минус 57 градусов. А самая теплая зима выдалась в 1940 году в Алматы. Однажды январским днем воздух прогрелся до… 17 градусов тепла!
Необыкновенно холодная весна в южной столице выдалась в 1931 году, когда в мае выпал снег и температура опустилась до 7 градусов ниже нуля. А самым жарким за последние полтораста лет в Алматы был июль 1983 года – плюс 43 градуса в тени!
С архивными материалами связано немало любопытных историй.
– Однажды к нам пришел дедушка, который хотел узнать дату своего рождения, – рассказывает Хасен Дускаев. – Он специально приехал из отдаленного села Торгайского района. Дело в том, что у всех жителей этого села указанные в паспортах даты рождения приходятся на март или август – когда-то почтальон, он же по совместительству паспортист, приезжал в аул два раза в год – в марте и августе, сразу и выписывал метрики всем новорожденным. Но аксакалу его мама как-то рассказала, что в тот день, когда он родился, был необыкновенный для этих краев буран. Мы заглянули в архив. Нашли год рождения дедушки. А затем стали смотреть сведения о погоде в Торгайском крае. И нашли! Как свидетельствовали записи, сильный буран был в этих краях 2 декабря. Старик был очень нам благодарен. И даже приехал к нам 2 декабря отметить свой день рождения...
Антарктида – кузница погоды
В путешествие ученый отправился в составе 52-й российской антарктической экспедиции. Ледокол “Академик Федоров” ждал их в порту Кейптауна. Гигантское судно длиной 140 метров оснащено всем необходимым для длительного путешествия: на его борту находились две вертолетные площадки, самолет, научные лаборатории…
– Путешествие началось с курьезов, – рассказывает ученый. – Когда судно уже пять дней находилось в океане, из канатного ящика вылезли четыре здоровенных африканца. Они думали, что корабль плывет в Европу или Америку. Когда же выяснилось, что им предстоит путешествие в Антарктиду, нелегалы были в шоке!
Два месяца беднягам пришлось плавать с учеными.
Сто граммов при минус 80 не помогут
Казахстанскому ученому крупно повезло: в Антарктиду он попал в теплый сезон, когда столбик термометра показывал всего минус восемнадцать градусов. Тогда как в холодное время года здесь бывает минус восемьдесят мороза! Единственное спасение для полярников в такие морозы, говорит ученый, теплые комбинезоны – такие, как у космонавтов.
А вот горячительные напитки полярники не пьют. Вообще.
– На всех полярных станциях сухой закон, – говорит Искандер Турсунов. – При сильных морозах разгоряченный спиртным организм может не выдержать нагрузок. В метели и морозы полярники стараются не выходить на улицу. У нас был случай, когда во время сильного ветра один из полярников покинул домик. Он заблудился в метре (!) от домика.
Пингвины и айсберги – за 18 тысяч долларов
– Мне очень повезло! Попасть в Антарктиду мечтает каждый ученый-метеоролог. Ведь это единственный континент, где нет человеческого влияния на природу, – говорит ученый. – Здесь можно наблюдать все глобальные климатические процессы, происходящие на Земле. Сейчас ученые разных стран мира изучают вопрос глобального потепления именно на примере Антарктиды.
Слышал, рвутся сюда и туристы. Некоторые туристические компании возят казахстанских туристов посмотреть Антарктиду. Стоит это удовольствие более 18 тысяч долларов. Но желающих посмотреть на ледяной мир, живых пингвинов, увидеть своими глазами гигантские айсберги такая высокая цена нисколько не смущает….
И хищники прогнозом интересуются!
На пост Казгидромета “Сарысай”, расположенный на Шымбулаке, регулярно заглядывают любопытные туристы и… хищники.
Наблюдатель поста Элеонора Дружинина живет в горах вот уже семь лет. Ее домик стоит рядом с трассой, которая ведет на турбазу. В двух маленьких комнатах тепло и уютно.
– Спасибо туристам, помогли запасти дрова, – улыбается наблюдатель.
Дважды в день Элеонора замеряет показатели – температуру воздуха, уровень воды, а раз в десять дней – расход воды в реке. Так, 26 декабря термометр зафиксировал максимальную температуру этой зимы в Алматы – минус двадцать градусов.
По телефону данные передаются синоптикам для анализа и обобщения.
За семь лет работы кто только не наведывался в гости к наблюдателю!
– Часто приходят отдыхающие, у которых сломалась машина, – рассказывает Элеонора Дружинина. – Были случаи, когда приходилось оказывать первую помощь пострадавшим в горах или на дороге. Иногда остаются на ночлег путешественники, которых непогода в пути застала…
Бывают, заглядывают и иные гости – вокруг дома женщина не раз видела следы диких зверей.
– В этих краях много хищников, – продолжает наблюдатель. – Лисы, шакалы вообще вплотную подходят к домику. Я их видела на расстоянии нескольких метров!