Так заявил на днях руководитель Экологического союза "Табигат" Мэлс Елеусизов на пресс-конференции, которую он увязал с прошедшей в Алматы конференцией "Каспийский диалог-3".
К таким фатальным выводам "Табигат" пришел, "учитывая все возрастающую техногенную нагрузку на Каспий в связи с интенсивным освоением углеводородного сырья, ростом эмиссии вредных веществ в акватории, применением нефтедобывающими компаниями не апробированных и рискованных технологий, возможность террористических актов, нарушения при выполнении фоновых экологических исследований и мониторинге окружающей среды".
Г-н Елеусизов с особым ожесточением критиковал схему нефтедобычи на Кашагане, где, оказывается, должно быть построено 40 искусственных островов. А уже от первых строящихся след выбросов в акваторию моря, якобы, виден из космоса. Никаких доказательств этого представлено не было, но вместо них публике был продемонстрирован высшей степени эмоциональный накал выступающего.
Проект освоения Кашагана - "смерть для Каспия", заявил г-н Елеусизов. Собрать воедино "доказательную базу" данному утверждению ему оказалось сложно, но все же эколог перечислил ряд угроз Каспию, начиная от боевиков аль-Кайеды и заканчивая возможными пожарами на объектах нефтедобычи, поставив в середину браконьерский вылов осетровых. Сам г-н Елеусизов при этом говорил, что его организация провела экспертизу проектов разработки Кашагана, но каких-то материалов ее не представил. Вместо этого упомянул гибель большого поголовья тюленей, которая, правда, имела место в последние годы, и сокращение вылова рыбы.
Говоря все это, главный "зеленый" страны ссылался на материалы прошедшей на днях конференции "Каспийский диалог-3", и можно было подумать, что сказанное им едва ли не официальная позиция организаторов этой конференции.
Между тем руководитель "Табигата", насколько известно, не был в числе организаторов "диалога", и на самой конференции присутствовал лишь как один из многих. Странно, что в таком качестве г-н Елеусизов взял на себя ответственность комментировать выводы конференции. У тех, кто был на его пресс-конференции но не присутствовал на "Каспийском диалоге-3", могло сложиться мнение, что все, что г-н Елеусизов говорил про западные компании, работающие на шельфе, разделяют и организаторы конференции, например, Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК. А это вряд ли так.
Мэлс Елеусизов давно известен очень вольным или обобщенным подходом к информации. Лет десять назад, когда в казахстанских степях упала очередная российская ракета, взлетевшая с космодрома Байконур, он якобы "нашел" несколько железнодорожных цистерн с гептилом, ракетным топливом, кажется, в Приозерске. То, что в данном городе топливу для ракет совершенно нечего было делать, эколога не смутило.
Потом, когда пошла "информационная мода" на боевиков-исламистов, г-н Елеусизов объявил, что где-то в южных горных районах республики их видел. Больше, правда, никто их не видел и не слышал, но это - мелочи. И каждая такая "сенсация" преподносилась с эмоциональным надрывом, с болью за страну и народ (конечно же искренней!). Но с минимальным наличием доказательств или совсем без них. В перерывах между приступами боли г-н Елеусизов выдвигал свою кандидатуру на выборах то в депутаты, то в президенты. Не проходил, но выдвигал снова и снова.
В алматинских и астанинских пресс-тусовках уже стали поговаривать, что, мол, если звезды все время зажигаются, может, это кому-то надо?.. Также и сейчас. Может, кому-то нужно, чтобы представитель казахстанского "третьего сектора" громко, эмоционально "наехал" на иностранных инвесторов? Накануне принятия нового закона о нефти и недропользовании. Показал им, недропользователям, что народ волнуется, и не реагировать, так или иначе, власть не может.
Настоящая проблема подобных игр, кем бы они ни велись, в том, что за излишне эмоциональными заявлениями, которые смущают не специалистов, а обывателей, может "проскочить" мимо общественного внимания действительно серьезная угроза экологическому будущему Каспия.
Фото с сайта http://www.glide.ru