1 616 человек получили работу по программе переобучения “Дорожной карты занятости-2020” (ДКЗ). Результат поразительный, если учесть, что к маю этого года профессиональное обучение прошли 1 899 человек. Получается, эффективность этого направления программы за полгода – 85 процентов! Показатель почти невероятный, и Министерство труда заслуживает аплодисментов. Если, конечно, где-то в расчетах не закралась ошибка…
Опрошенные нами эксперты считают, что главной ошибкой министерства при написании программы стало избрание неправильного индикатора эффективности своей работы. За точку отсчета был взят процент трудоустройства. Вроде бы все правильно: людей переобучают, чтобы они работали, – и вот вам, пожалуйста, красивая цифра. На самом деле, чтобы видеть реальные изменения на рынке труда, нужно несколько показателей.
Число профессий, которым учат безработных, измеряется сотнями. Понятно, что учат разные специалисты на разнокалиберном оборудовании. Поэтому разнится и качество обучения. Это второй индикатор. Сколько будет зарабатывать новый работник – это экономическая эффективность программы для самого человека. Получается третий индикатор. Как быстро он нашел новую работу и, самое важное, долго ли задержался на предприятии – четвертый.
– Когда готовили программу, то за критерий успешности взяли трудоустройство. При этом упустили главное – чему учить. Не ясны и критерии оценки, – рассказал в интервью “КАРАВАНУ” ректор университета “Туран-Астана” Манен ОМАРОВ. – Специалистов нужно готовить качественно. А для этого колледжи, как центры подготовки специалистов для ДКЗ, тоже должны зарабатывать, чтобы быть заинтересованными. У нас же на стипендии участникам программы тратили больше, чем зарабатывал колледж.
Другая не решенная в программе проблема: каким специальностям нужно учить по программе ДКЗ? Нет статистики потребности экономики в трудовых ресурсах. А значит, и учат безработных абы как и кое-чему. В итоге, например, обучают в каком-то регионе на парикмахеров и программистов, а нужны сварщики и повара. Готовы ли предприятия принимать таких скороиспеченных специалистов?
– Необходимо создавать институт мониторинга потребности трудовых ресурсов, – считает Омаров. – И самый главный заказчик тут – бизнес.
В этом еще одна проблема программы переобучения – не учтены потребности бизнеса. Где будут работать люди, если их специальности не нужны предприятиям?
– Даже если специальности и востребованы, работодателей часто не устраивает то, что вновь подготовленные кадры не владеют практическими навыками. Поэтому предпринимателю легче взять человека с улицы и научить его работать на имеющемся оборудовании, чем переучивать, – рассказал в интервью “Каравану” советник председателя правления Национальной палаты предпринимателей (НПП) Тимур НАЗХАНОВ.
Если говорить о потребностях рынка труда, то наиболее востребованы технические специалисты, особенно рабочие. Однако так сложилось, что долгосрочное планирование у нас в стране попросту невозможно. Поскольку предприятия не знают, какие работы у них будут через год, не говоря уже о прогнозе на 5–10 лет.
Здесь один из инструментов, считает Т. Назханов, – заключение соглашений между предприятиями, учебным центром и будущим специалистом. Так обеспечивается хоть какая-то гарантия, что человек в будущем будет устроен, а предприятие – участвовать в его судьбе.
Пока эта идея продвинулась лишь в строительной отрасли. В Астане 30 компаний договорились финансировать подготовку нужных специалистов на базе одного из колледжей.
Некоторые предприятия предпочитают готовить специалистов самостоятельно. На одном предприятии в Астане организован учебный центр, где людей переобучают по ускоренной программе. Например, сварщика обучат за 2 месяца. В сфере торговли обучение и того меньше – от 1 дня до 2 недель.
– Сейчас качество обучения не интересует никого. Ни предприятие, ни колледж, ни государство. Колледж выпускает специалистов, а нашли ли они работу – не важно, лишь бы справку принесли для отчета, – считает Т. Назханов. – Ну а предприятия привыкли к дармовой рабочей силе. Нынешний уровень конкуренции на рынке позволяет производить продукцию не самого высокого качества. И это сходит с рук. Когда уровень конкуренции усилится, тогда предприниматель будет поневоле вкладывать средства в обучение своих работников.
– Треть специалистов, которых направляют к нам центры занятости, не проходят даже первое собеседование. Они не соответствуют нашим требованиям. Даже с учетом нашей готовности их обучать дальше, – рассказали “КАРАВАНУ” в отделе кадров одного из машиностроительных заводов страны.
Сейчас на этом заводе около 100 вакансий.
– Рядом с нами открылись два новых завода. В области развернулась почти война за каждого специалиста! И работники начинают дорожать. В весенне-летний период мы испытываем повышенный дефицит кадров. Область аграрная, в городах идет строительство, люди в хозяйствах и на ремонтах зарабатывают больше, чем на производстве. Но через 2–3 месяца, когда объект заканчивается или собран урожай, эти рабочие снова возвращаются к нам, – рассказали на заводе. – Было бы здорово обсудить эти проблемы за “круглым столом” вместе с руководством Министерства труда, внесли бы эти коррективы в программу переподготовки.
О необходимости корректив говорили все наши эксперты. Это видно невооруженным глазом – программы, на которые выделяются огромные государственные деньги, по сути, на экономику страны не работают, так как не увязаны по большей части ни с программами развития территорий, ни с планами местных бизнесменов, думающих о развитии того или иного производства. В итоге благая идея переподготовки и обучения граждан на деле оборачивается очередной профанацией.