КСКинемся или ЖКХакнемся?

Эти изменения и дополнения законодательно подкрепляют новую Программу ЖКХ, согласно которой огромные средства выделены на капитальный ремонт жилого фонда из бюджета – 1 триллион 200 миллиардов тенге!

Но поневоле задаешься недоверчивым вопросом – с чего бы это государство, так долго открещивавшееся от жилого фонда, вдруг к нему оборотилось? Впрочем, ответы уже готовы.

Во-первых, фонд этот вот-вот развалится, потому что у собственников ветшающих домов просто нет средств на их ремонт. А зачем власти столько бездомных?

Во-вторых, как поясняют разработчики, программа даст импульс малому и среднему бизнесу, новые рабочие места и так далее.

Но так ли все радужно?


Люди сведущие изначально назвали эту схему финансирования капремонта безупречной с точки зрения “откусывания” бюджетных денег: “Это Клондайк!”. И просто гениальной – с точки зрения возвратности средств от жильцов в полном объеме. Сообщили, что вокруг акиматов еще на подходе программы уже была образована и готова к капремонтному “старту” масса АО и ТОО. Да, тендер, конечно, будет. И капремонты сделают. Только вот как? И сколько реально денег дойдет до конечного этапа после множественных “откатов” и субподрядов?

Впрочем, это тема для отдельного разговора. И расследования сотрудниками финпола.

Тем более что уже известны факты создания липовых, с поддельными подписями жильцов, кондоминиумов. И явно завышенных смет по проведению капремонта.

– На 20–25 миллионов “тянут” сметы ремонта 80–100-квартирных домов. Есть и на 60 миллионов! Никто с жителями их не согласовывает. Просто ставят перед фактом – и начинают работу. Кто делал экспертизу смет? Кто контролирует? Должна жилищная инспекция. Кому она подчиняется? Акимату. А кто будет контролировать ход выполнения работ? Закон предполагает участие собственников квартир – через решения общих собраний. Но мы ведь понимаем, что в этом мощном механизме с прямым участием власти жильцы – самое слабое звено, – это мнение члена экспертного совета по модернизации ЖКХ при Центральном аппарате НДП “Нур Отан” Виктора СЫЗДЫКОВА.

Возможно, в запале, но, скорее всего, по знанию дела называет он все это “крупнейшей аферой в государственном масштабе”, за которую в полном объеме заплатят жители ремонтируемых домов.


Почему именно жильцы за все заплатят? Дело в том, что Закон РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищных отношений”, вступивший в силу на прошлой неделе, предусматривает несколько очень интересных моментов.

Например: если раньше судебные процессы по искам должников, уклонившихся от “участия в расходах на содержание общего имущества”, были делом длительным, хлопотным, теперь процедура упрощается. Достаточно судебного приказа. Подал председатель КСК в суд список – и через 2–3 недели к должнику приходят судебные исполнители. Могут описать имущество. Могут наложить запрет на любые операции с вашей недвижимостью, то есть ее нельзя будет ни продать, ни обменять, ни заложить.

Причем самого должника приглашать в суд и разбираться с обстоятельствами не будут, рассматривать обоснованность включения его в “черный” список – тоже. Но ведь должник должнику рознь. И почему новым законом он лишается права высказать аргументы в свою защиту – непонятно. Ни с правовой, ни с моральной точки зрения.

Более того, отныне в отношении должников не будет применяться срок исковой давности. Хотя это предусмотрено даже в преступлениях особой тяжести – убийств, например.

Почему такие суровые меры приняты? Да потому, что эта правовая “дубина” гарантирует возвратность средств за капитальный ремонт. Ведь должников или нежелающих оплачивать по тем или иным причинам будет много, это разработчики программы предусматривали изначально. И им удалось протащить эти нормы через Парламент. Под самый “занавес” сессии – 29 июня.

И теперь попробуйте только вовремя не внести плату в КСК или кондоминиум!


Странная получается картина: для должника – собственника жилья – нет срока давности. Зато есть срок давности, 3 года, для того, чтобы подать в суд на ремонтников-халтурщиков. А где же равенство прав, гарантированное Конституцией?

И еще: разве запрет на любые операции со своей недвижимостью не нарушает принципа неприкосновенности частной собственности?

И почему законодатели до абсурда упростили уже имевшуюся и вполне действенную меру воздействия на неплательщиков?

Ответ напрашивается сам собой: какие бы аргументы ни приводили разработчики Программы по развитию ЖКХ, все это было проведено в Закон с единственной целью: гарантировать возврат бюджетных средств, направленных на капитальный ремонт жилого фонда.

Столь жестких мер защиты граждан почему-то не предусмотрено.


Может быть, следует все-таки вернуться к наспех “испеченному” Закону и пересмотреть некоторые его положения? Глянуть на них с точки зрения конституционности, например? И нарушения прав граждан?

Ведь простые казахстанцы – ваши избиратели – оказались в этой ситуации самым бесправным звеном!

Астана