До этого произошла трагедия с "Боингом -737" в Кыргызстане. Не уцелели и бортовые самописцы, черные ящики. И нет гарантий, что какой-либо неисправный самолет, следующий рейсом из СНГ, не окажется в небе Казахстана.
Потерпевший 24 августа под Бишкеком катастрофу "Боинг-737" был будто бы исправном техническом состоянии, а официальной причиной авиакатастрофы назвали человеческий фактор.
Официальная версия причин крушения самолета компании "Аэрофлот-Норд": пожар в правом двигателе. Двигатель - сердце любой машины, самолет не исключение. Техника изнашивается, любой металл способен в определенных условиях возгорать, крушиться. А человеческий фактор? Кстати, я сейчас не о тех, кто за штурвалом.
Как известно, многие владельцы авиакомпаний, из соображений экономии, скупают "летающий металлолом", либо прибегают к другим манипуляциям, известным в криминалистике под разными неблагозвучными названиями.
Причина трагедий - беспредел, отсутствие настоящего, реального контроля за авиационными транспортными средствами. У транспортников есть два варианта: либо создавать новые, более жесткие Законы, списывая все негодные борта, либо ждать очередную катастрофу. Правда, непонятно до каких пор: пока все "Боинги" не попадают? С другой стороны - катастрофы с "Боингами" - черный пиар, антиреклама, бойкот этим машинам. Надо летать самолетами, сделанными в XXI веке.
Из года в год совершенствуются наиболее ценные модели, и, более того, зарубежные авиаторы скупают ту же российскую технику, как образец (так, американцы скупили у Украины российские "Ту-160", об этом далее - прим.авт). В то время как иные авиакомпании СНГ до сих пор приобретают технику формата "сэконд-хэнд" на Западе.
На честном слове долетели до пляжа
24 августа 2001 года экипаж аэробуса "А-320", совершавшего рейс из Торонто в Лиссабон, обнаружил утечку топлива в одном из баков. Дело происходило в небе над Атлантикой. Командир корабля Робер Пиш принял решение: уйти на запасной аэродром, расположенный на одном из Азорских островов. Но по пути оба двигателя загорелись и вышли из строя, хотя до аэродрома оставалось еще около 200 км.
Командир Пиш решил отказаться от идеи посадки на воду, так как она не давала никаких шансов на спасение, и дотянул-таки до суши, в планирующем режиме. Посадка удалась, хотя и получилась жесткой, - лопнули все пневматики, но все же катастрофы не произошло. Лишь 11 человек отделались небольшими травмами (стрессом).
Авиадвигатели XXI века
Ученые и конструкторы - в постоянном поиске новых вариантов, находок, открытий. Изощренное инженерное мышление порождает очередные "ноу-хау", которые применимы и в гражданской версии, и для оборонных целей.
Мало кто знает, что для создания более современных двигателей, а также для сокращения срока их создания, для ускоренного "испытания" модели, в настоящее время используют весьма рациональное решение: сначала создают "суперкомпьютер", а затем, уже с его помощью, новый двигатель, используя компьютерные возможности искусственного интеллекта, то есть, задавая ему необходимые технические параметры, и получая готовые схемы.
Не столь давно, в 2005 году, был запущен первый суперкомпьютер, на Рыбинском НПО "Сатурн", где ныне создаются новые двигатели для всех перспективных самолетов, как гражданских, так и военных.
С его помощью был разработан также двигатель для перспективного гражданского самолета XXI века "Sukhoi Superjet" - "SaM-146" ("Суперджет Сухой").
Сегодня этот двигатель (в рабочем порядке) проходит летные испытания. Конструкторы не скрывают, что благодаря искусственному интеллекту суперкомпьютера сроки создания мотора заняли не 10 лет, а всего 4 года. Более того, планируется на этой мощной сверхновой интеллектуальной машине "обсчитать" новый двигатель и для истребителей пятого поколения.
Что касается технических данных самого мощного промышленного "компьютера" в Российской Федерации и СНГ: 14,5 триллионов операций в секунду с плавающей точкой, 1344 четырехъядерных процессора, блестяще работающих в единой системе. Аналоги в мировой цивилизации имеются. Самым мощным суперкомпьютером сегодня считается "IBM Roadrunner", используемый военными США для решения задач, связанных с ядерным оружием, его производительная способность - более тысячи терафлопс. Производительность суперкомпьютера от НПО "Сатурн" составляет 60 терафлопс. Машина входит в девятку подобных систем, установлена в МГУ (в России есть еще два аналогичных суперкомпьютера, - в университетах Томска и Челябинска, соответственно 12 Тфлопс и 16 Тфлопс).
Название машины "АЛ-100" - в честь конструктора авиадвигателей Архипа Люльки. В интервью СМИ генеральный конструктор, технический директор НПО "Сатурн", Михаил Кузьменко, давал свои комментарии по теме:
- Машина позволит значительно, в разы, сократить время проектирования авиационных двигателей, будет использоваться для газодинамических, прочностных и акустических инженерных расчетов, даст возможность выбора оптимальных компоновок двигателей еще до того, как мотор будет "в железе" поставлен на стендовые испытания. Второй вычислительный центр по своей производительности и возможностям более, чем в 20 раз (!) превосходит первый. Это еще больше сократит время выполнения операций, конструкторских работ и одновременно увеличит точность аналитических расчетов.
Безусловно, появление этого чудо-компьютера открывает перед инженерами фантастические вычислительные возможности. В стремительных гонках, именуемых "вечным поиском изощренной конструкторской мысли", сроки создания двигателей (и не только) имеют грандиозное значение. Техническое вооружение, оснащение во многом определяют и перспективы будущего.
Продолжение следует
Фото с сайта http://www.echo.msk.ru