Крути педали. Пока…

В Дании велосипедистка в юбке, шляпке и каблуках – настолько же обычное явление, как для нас сегодня женщина на шпильке, управляющая собственным авто. Но хоть убейте, я еще не видела ни одной алматинки, резво крутящей педали своего железного коня в подобной экипировке. Причин тому достаточно.

Во-первых, ездить по городу страшно! Вне зависимости от места проживания. В мегаполисах страшный трафик машин пугает не только начинающих, но и опытных велосипедистов. А выехать на дорогу на двухколесном да еще и в юбке, где достаточно озлобленных автовладельцев, все равно, что встать на дороге с красной тряпкой перед разъяренным быком.

Чревато не столько столкновением с ним, сколько падением от истошных криков клаксонов или замечаний из категории «ты ходить сначала научись, потом пытайся ездить». И дело тут даже не в том, в чем ты крутишь педали, а в том, что велосипедистов по-прежнему не признают полноправным участником дорожного движения.

Несмотря на то, что согласно Правилам дорожного движения Республики Казахстан, велосипед приравнен к транспортному средству, соответственно, велосипедист – такой же водитель транспортного средства, как и водитель автомобиля. Он перестает им быть только тогда, как сойдет с велосипеда, и будет вести его своими руками.

Велосипедисты имеют право двигаться по улицам населенных пунктов и дорогам по крайней правой полосе в один ряд и как можно правее. Также, согласно принятым правилам, допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. При этом важно различать обочину дороги и тротуар, так как велосипедисту запрещено движение по тротуару!

Однако на практике в большинстве случаев велосипедистам приходится передвигаться именно по ним. «Учитывая сильнейший трафик на дорогах в больших городах порой практически невозможно проехать по дороге, потому нередко велосипедистам приходится теснить пешеходов.

И это будет происходить до тех пор, пока не городах не начнут строить велосипедные дорожки, - говорит Тимур Джуркашев, тренер бесплатных курсов безопасного вождения велосипеда г.Алматы. – А пока приходится ездить то по дороге, по ходу объясняя водителям автомобилей, что и у нас есть права тут передвигаться, то аккуратно объезжать пешеходов, мирно следующих по тротуару».

Кстати, в Алматы уже начато строительство первой велосипедной дорожки транспортного назначения. Она пройдет по северной стороне проспекта Абая. От проспекта Достык до улицы Джандосова. По визуальным наблюдениям, ширина двусторонней дорожки составляет 3,5-4 метра. Велодорожка обособленная.

Она проходит в «зеленой полосе» между проезжей частью и территорией застройки. На некоторых участках она будет совмещена с тротуаром, где его ширина позволяет не ущемлять права пешеходов.

В малых городах говорить о наличии велосипедной дорожки, на мой взгляд, вообще не приходится. Там другая опасность – чаще всего в малых городах не так много машин и сотрудников дорожной полиции, что дает право отдельным автовладельцам чувствовать определенную свободу в своем поведении на дороге.

И тогда страшно не только велосипедистам, но и простым пешеходам, рискующим столкнуться с «джигитом», вылетающим на стальном коне без разницы на какой свет светофора.  

Во-вторых, сравнивая датских с казахстанскими велосипедистками, справедливости ради надо сказать, что большинство женщин имеют специальные дамские велосипеды, которых, кстати, тоже большое разнообразие. Это могут быть и трехколесные велосипеды с хозяйской корзиной на багажнике или руле, и двухколесные агрегаты со специальной крытой люлькой для ребенка.

 Наши девушки в большинстве случаев пока наравне с парнями управляют спортивными велосипедами, где максимум для чего есть место – это для собственной, извините, пятой точки, и специального баллончика для воды.

Но даже сам факт, что в общей тенденции увеличивающегося числа велосипедистов по стране растет и число велосипедисток, не может не радовать.

Ведь в нашем случае велосипед – не просто средство передвижения, но и фитнес, столь полезный женскому организму. Конечно, мы не говорим о профессиональном спорте, где нагрузки скорее опасны для здоровья, скорее о прогулках на двухколесном в выходные.

В этой связи будет полезно прислушаться к Тимуру Джуркашеву, советующему всегда планировать свою поездку заранее. «Очень важно быть готовым к погодным условиям. А, учитывая, что очень часто бывает так, что утром и поздно вечером бывает прохладно, а днем очень жарко, лучше ездить с рюкзачком, куда в случае необходимости можно кинуть ветровку или другую курточку, - отмечает он, добавляя, что крайне важно быть одетым в удобную для управления велосипедом одежду. - Кто-то начинает ездить во всеми любимых джинсах, но со временем человек, если он часто ездит на велосипеде, начинает понимать, что джинсы – не совсем подходящая одежда для этого.

Потому что что-то натирает, что-то постоянно цепляется за отдельные части железного коня, кроме того, очень часто езда на велосипеде – это потенциальный риск испачкать свои любимые брюки. Конечно, сразу же покупать профессиональную экипировку профессионального велосипедиста нет нужды, но кто-то со временем осознает такую необходимость. А кто-то подбирает из своего гардероба наиболее адекватную одежду».

Раньше я думала, что шлемы должны носить только профессиональные спортсмены. А обыденным велосипедистам нечего красоваться в этом головном уборе на прогулке. Как же я ошибалась!

По словам Тимура Джуркашева, где бы вы ни ездили, делать это необходимо со шлемом на голове, «потому что от падений и столкновений с другим велосипедистом, машиной или чем-нибудь еще никто не застрахован». «Риск того, что вы получите травму головы при падении на асфальт или утрамбованную землю куда более превышает риск того, что вы сломаете руку или ногу. И тут в первую очередь нужно думать не о том, как вы выглядите, а о том, что дома вас ждут родители, друзья, любимый человек», - комментирует велосипедист со стажем.

Если же вы все-таки решили ездить без шлема, то как минимум на голове должна быть кепка, желательно с козырьком, защищающая лицо от того, чтобы оно не сгорело, ну и голову от того, чтобы не получить солнечный удар. Кроме того, летом очень важно наносить на кожу лица солнцезащитный крем.  

Другой момент – очки. Это не просто модный аксессуар. Опытные велосипедисты советуют ездить в очках по нескольким причинам. Во-первых, в городах практически постоянно пыльно, летают мухи, мошки и прочее. Любой из этих инородных предметов может запросто попасть в глаза, что может спровоцировать аварийную ситуацию. Потому что вы автоматически начнете тереть глаза и в этот момент потерять равновесие, очки помогут напросто избежать этого.

Еще один казалось бы аксессуар - перчатки. Однако пользы от них гораздо больше, чем красоты. Во-первых, на некоторых велосипедах попадаются неудобный руль и после того, как вспотеет рука, она может соскользнуть с него. Перчатка предупреждает такую ситуацию. Во-вторых, перчатка способна защитить руку при падении от ссадин и т.п.

В-третьих, на большинстве специальных перчаток для велосипедистов есть специальная махровая ткань, которая хорошо впитывает в себя влагу. Это особенно поможет вам летом, когда даже на небольшом расстоянии велосипедист начинает сильно потеть и от физической нагрузки и от внешней температуры.

«Настоятельно советую быть наблюдательным и смотреть за тем, как себя ведут более опытные велосипедисты, во что они одеты, как ведут себя на дороге, - говорит собеседник Lady.Караван.kz. - Советуйтесь с такими людьми, в этом нет ничего зазорного, ведь стыдно не спрашивать, а наоборот, этого не делать, и в итоге делать все неправильно».
 
Теперь пару слов об обуви. В принципе, кататься на велосипеде можно в любой спортивной обуви, но со временем советую приобрести обувь с жесткой подошвой, потому что в мягкой обуви, такой как мокасины или кеды, при педалировании стопа устает сильнее.

«Почему это важно знать? У велосипеда, к сожалению, нет мотора, и вы передвигаетесь только благодаря собственной энергии, которую вы тратите на то, чтобы крутить педали, прилагать усилия на правильную постановку ноги в неправильной обуви и обращать внимание на другие мелочи. Чтобы этот процесс стал эффективнее, нужно заранее просчитать, на чем, грубо говоря, можно сэкономить свою энергию, - добавляет Тимур Джуркашев. - Почему велосипедисты ездят в специальной обтягивающей форме? Опять-таки, чтобы создать аэродинамику, а это, в свою очередь, поможет увеличить скорость и сохранить ту самую необходимую энергию».

Быть или не быть велосипедистом в современном мире – каждый решает для себя сам. Но попробовать приобщиться к мировой тенденции оздоровления образа жизни через велосипед сегодня может позволить себе практически каждый. Чем я или вы хуже?