В 2007 году Адильбек Джаксыбеков по совместительству стал президентом Федерации футбола. В тот момент он был руководителем Администрации Президента Казахстана. С его приходом ожидали, что наш футбол будет развиваться. Новый глава федерации высказался за честную игру – без взяток судьям и договорных матчей:
– Уверен, команды будут играть добросовестно, обеспечив соревновательный дух. Большинство тренеров и игроков этого и хотят! Негативная сторона нашего футбола – его коммерциализация. Договорные матчи – отрицательное ее проявление не в сторону прозрачности, повышения профессионализма, качества игры, создания коммерческих клубов, зарабатывающих честные деньги, – это упрощенное и пагубное понимание отдельными людьми ее сути и целей.
Поначалу руководители федерации приглашали журналистов, регулярно проводили пресс-завтраки, терпимо отвечали на вопросы. Департамент судейства и инспектирования публиковал свои комментарии по эпизодам, связанным со спорными решениями арбитров. Но потом все вернулось на круги своя. И главным секретом стала финансовая информация о том, откуда федерация получает и куда направляет свои деньги.
Затем казахстанский футбол снова наполнился разговорами о взятках и слитых матчах. Уже в 2014 году за три тура до финиша чемпионата претендентов на золото оставалось два – “Кайрат” и “Астана”. Матч “Кайрат” проиграл – 1:5. Руководство клуба обвинило пятерых игроков в “неведении должной спортивной борьбы”. То есть, по сути, в сливе игры. Конечно, доказательств нет. Как и доверия к такой игре.
Как всякий министр обороны, Адильбек Джаксыбеков показывал, что озабочен качеством призывников и контрактников, которые шли служить в казахстанскую армию. Сам министр при этом всегда мог похвастаться своим умением мотать портянки, метко стрелять и водить БМП: в молодости он отслужил срочную и имеет звание старшего сержанта. Значит, и проблему знает не понаслышке.
В мае 2012 года в блоге министра обороны был задан вопрос: “Берут ли казахстанских геев на службу в армию?”. Вот что ответил Адильбек Джаксыбеков:
– Расстройство полового влечения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к состоянию здоровья, препятствует прохождению службы в вооруженных силах, других войсках и формированиях.
В сентябре того же года министр обороны заявил, что вырос образовательный уровень призывников, увеличилось количество призывников, прошедших обучение в военно-технических школах. Видимо, такая ненапряженная ситуация с кадрами позволила казахстанской армии пойти на поистине революционный эксперимент: проводить месячные сборы для тех, кто никогда не служил и уже вышел из призывного возраста. В год таких резервистов может быть обучено до двух тысяч.
– Это даже полезно многим людям, вместо того чтобы в Турцию или куда-то на море ехать, или на какие-то диеты специально садиться. Здесь можно побегать, потренироваться, пострелять и получить полную физическую и моральную закалку, – заметил Адильбек Джаксыбеков.
Сравнивать геев и тех людей, кто не служил, конечно, нельзя, но пристрастия этих двух групп населения, как оказалось, совершенно не влияют на качество казахстанской армии.
С весны 2014 года Адильбек Джаксыбеков занял пост государственного секретаря и временно исполняющего обязанности секретаря Совета безопасности. Хлопотная эта должность, потому что отвечать приходится сразу за несколько направлений. На первом своем заседании комиссии по вопросам борьбы с коррупцией госсекретарь поразил фактами о неэффективности работы судебно-исполнительной системы:
– Статистические данные говорят о низком уровне исполнения судебных актов. В 2013 году из 2,2 триллиона тенге, подлежащих взысканию, взыскано лишь 108 миллиардов, или 5 процентов. Кроме того, сфера исполнения судебных актов остается одной из наиболее подверженных коррупции.
Посыл понятный: надо реанимировать и судебную систему, и всю законодательную базу, на которой она работает. Но за это Адильбек Джаксыбеков тоже уже больше не отвечает – он переведен на новую-старую должность акима Астаны.