Кругосветное путешествие казахстанского медведя

Медведи помогают детям

Начиналось же все с блистательной идеи супругов Герлиц. Клаус и Ева – преуспевающие бизнесмены, хозяева крупнейшей в Германии фирмы по производству канцелярских принадлежностей. Лет восемь тому назад они отлили из пластика несколько двухметровых медвежьих фигур, обозначающих символ Берлина. Раскрашивать же их решили по “принципу Тома Сойера”. То есть чужими руками. Да еще и с большой пользой. Не для себя, но для самой обделенной части человечества.

Дипломатическим представительствам всех государств – членов ООН креативные предприниматели предложили заплатить по 3000 марок за художественное офомление одной звериной фигуры. Особо подчеркивалось: весь взнос до копеечки уйдет в детские больницы и приюты бедствующих стран мира.

Через год ярко разукрашенных сидящих, танцующих, даже стоящих на голове мишек набралось уже 125! Коллекция обрела международный статус, и ей стало тесно в границах одной республики.

Веселые братья-медведи отправились вначале в Австрию, а затем и Гонконг, где благотворительные аукционы проводились под патронажем самого Джеки Чана, знаменитого киноактера-каскадера.

Позднее и в Стамбуле, и в Сиднее, и в Сеуле, и в Каире, и в Вене, и в Варшаве начали буквально влет уходить 32-сантиметровые копии с тогда уже 150 экспонатов самой дружелюбной и милосердной выставки на свете.

Однажды кумир немецкой публики артист Гюнтер Пфицманн самолично раскрасил одну такую фигуру, и ее тут же купил богатый поклонник. В пользу сирот ушло сразу 5300 евро.

А в Иерусалиме, к примеру, за 8000 евро ушла с молотка “медвежья” работа местного художника Тамара Дабровского. Эти деньги израильтяне перечислили палестинскому колледжу Сапир, задыхавшемуся от нехватки средств в секторе Газа.

Теперь вот за мини-фигурку зеленого парагвайского медведя, усыпанного ящерицами и черепашками, бывшая алматинка Айгуль Кумар отдала в Фонд детского милосердия 57 евро. Этим творением Роланда Расмуссена, наполовину испанца, наполовину норвежца, оказались очарованы четырехлетний Муратик и семилетний Радж. По маме они и казахи, и уйгуры, и даже монголы. А по отцу – индийцы из древнего рода.

Семья процветающих предпринимателей поселилась в Новой Зеландии. Основной свой бизнес делает в Чехии, а отдохнуть решила в южной Германии, заглянув проездом и в окруженный виноградниками Штутгарт.

Звериные истории

Бывший карагандинец Валерий Розенберг давно живет в Штутгарте. С Валерием Яковлевичем, давним своим знакомцем и коллегой, я буквально столкнулся носом к носу у весьма популярного в Штутгарте экспоната. На этого таинственного вида медведя за деньги посольства РК в ФРГ не пожалела густо-голубой краски художница Лейла Махат.

– Напоминает предгрозовое весеннее небо над джайляу, – поэтично определил автор собственной рубрики на широко известном сайте “Стихи. Ру”. Кроме того, 68-летний ветеран собирает разного рода байки из истории казахстанских СМИ. И уж коль встретились мы на “медвежьей” выставке, потомственный журналист, сын знаменитого в нашей республике Якова Розенберга, отдавшего без малого сорок лет Казахскому радио, начал вспоминать именно “звериные” истории из прошлой жизни:

– Работал в Акмолинске собкором один почитаемый в профессиональных кругах коллега. Назовем его по начальным буквам имени-отчества – ММ. И вот выдает уважаемый ММ информашку в КазТАГе. Про то, как на отгонном животноводческом участке девочка-подросток столкнулась прямо у юрты с волком. Дочь чабана не испугалась, закричала так громко и грозно, что серый убежал.

Информация эта пришлась по вкусу Алма-Ате. Но в переложении столичных коллег ребенок уже “чуть не забил свирепого хищника палкой”.

Московское отделение ТАСС количество волков и, следовательно, героизм девочки удвоило. В таком приукрашенном виде заметка обошла весь мир. И была прочитана на Международном конгрессе женщин в Дели.

Оттуда бесстрашной дочери чабана отправили вызов на очередной конгресс в Лондон. А также дорогущее ружье в подарок. Чтобы, значит, в следующий раз зверя, может быть, даже такого огромного, как этот медведь, можно было встретить во всеоружии.

Переполошившийся крайком партии вызвал бедного ММ “на ковер” и устроил незаслуженный разнос. Лондону же ответили, что юная героиня никуда вылететь не может “по причине пошатнувшегося после схватки здоровья”.

А вороненый “Зауэр – три кольца” главный партийный вожак целинного региона со спокойной совестью оставил у себя “на сохранение”.

В тот самый момент, когда бывший карагандинский радиожурналист в неподражаемо остроумных выражениях обрисовывал восторг делегаток в Дели, мимо прошествовала индийская семья из Новой Зеландии с казахстанской мамой во главе. Затем к нашему разговору подключилась “золотая половинка” Валерия Розенберга – Мария Плетинская. Эта переселенка из Украины вместе с Валерием Яковлевичем создала в Штутгарте уже успевшее прославиться “Немецко-славянское культурное общество”. Мария Юрьевна даже включена в штутгартскую книгу о самых инициативных и успешных переселенцах региона.

Выставка поедет по миру

Таблички же у подножия окруживших нас мишек напоминали о других местах: Киргизия (художник Юристанбек Шигаев), Корея (Со-Куонг-Суо), Коста-Рика (Еугенио Мурильо), Россия (Александр Таратюнов)...

И казалось в тот светлый момент, что планета наша не разделена границами, враждой, ксенофобией...

Хотелось верить, что атмосфера на ней, как и на этой выставке, сплошь как интернациональна и сугубо доверительна.

Похоже, с этим вполне был согласен и наш, казахстанский, медведь, готовящийся уже вскоре продолжить свою гуманитарную миссию в Аддис-Абебе, Афинах, Буэнос-Айресе, Париже, Санкт-Петербурге... Далее – везде.

Наши собственные корреспонденты из Германии Сергей ЗОЛОВКИН, фото Эммы ЧАЗОВОЙ-ЗОЛОВКИНОЙ и Марии ПЛЕТИНСКОЙ