Классический формат “круглого стола” подразумевает общение всех присутствующих, взаимный обмен мнениями. Однако на сей раз выступали только заявленные спикеры. Тем же, кто хотел задать вопрос, но не был указан в списках, модератор давал отвод. Часто некорректный.
Главный вопрос, интересовавший журналистов: готовы ли наши федерации соответствовать реалиям сегодняшнего дня? Несколько лет назад, когда бабахнула новость о возможном исключении борьбы из олимпийской программы, представители федерации этого вида спорта жаловались в кулуарах – мол, прессу на турниры не заманить, а тут вдруг все газеты и телеканалы стали звонить и требовать интервью. Сторону этих чиновных трудяг приняла и федерация таэквондо, когда журналисты стали задавать ее функционерам вопросы на тему злоключений обвиняемого в сексуальном домогательстве Азамата Тенизбаева. А как же, ведь “их не интересовали наши чемпионаты и кубки, а тут такие запросы!”.
Разумеется, федерации интересует совсем другое. К примеру, бесплатные анонсы турниров с непременным указанием многочисленных рекламодателей на телевидении и в газетах. И чем чаще, тем лучше. Упор, по мнению функционеров, должен делаться исключительно на позитивные факты, а в поражениях необходимо винить либо “закулисье”, либо не упоминать о них вовсе.
Но дело ведь в том, что повестка дня определяется не росчерком пера, волей и амбициями чиновников, их приказами и протокольными решениями, а реальным интересом любителей спорта. Тех, кто читает газеты, смотрит телевизор или черпает информацию из Интернета. Их могут не волновать распиаренные победы над 176-й командой мира и прочие великие свершения. Им интересно другое: громкие допинговые скандалы, избиение юных гимнасток их тренером, нецензурная ругань болельщиков “Актобе” в адрес футболиста “Кайсара” и многое другое. Готовы ли к этому федерации? Нет, нет и еще раз нет.
Достаточно вспомнить, как воевала в этом году дирекция штатных национальных команд (ДШНК) с тренером по фристайлу Еленой Круглыхиной, когда та дала парочку громких интервью. В них Круглыхина откровенно рассказала, почему ДШНК не подписала контракт с ведущей спортсменкой Казахстана Юлией Галышевой. Та же дирекция разразилась пламенной филиппикой в адрес некоего спортивного портала, усомнившегося в пользе проекта “Оле Бразил”.
Эту бы активность – да в нужное русло! Но когда осенью 2013 года китайская пресса чистым нокаутом победила всех наших спортивных чиновников, запустив грандиозную “утку по-пекински”, молчали все. А ведь тогда было достаточно организовать (очно или по скайпу пресс-конференцию) с Майей Манезой и Зульфией Чиншанло, чтобы рассеять все сомнения об их переезде в Китай. Но молчали все – министерство туризма и спорта, ДШНК, федерация тяжелой атлетики…
На упомянутом “круглом столе” присутствовали представители федерации дзюдо Абай Каймаков и Асхат Житкеев. Приснопамятный модератор не дал возможности задать им вопрос напрямую, поэтому поинтересуюсь через газету. Если судить по активности интернет-пользователей, их волнует в первую очередь не сборы в Токио и даже не возвращение в спорт Ислама Бозбаева, а гораздо более простой вопрос: “Натурализует ли наша федерация сильную монгольскую дзюдоистку?”. Но, видимо, официального ответа от федерации надо ждать месяцами.
Таких случаев в нашем спорте масса. Федерациям, министерству и всем остальным нужен пиар, рассказы о том, как все у них хорошо, а будет еще лучше. Журналисты же работают в интересах публики. Вот будут по 100 тысяч просмотров собирать новости не о Сабине Алтынбековой, а о том, какие золотые люди сидят в минкультуры и спорта, будьте уверены, такие тексты появятся. А пока федерации не готовы реагировать на повестку дня, говорить с ними решительно не о чем.