Шолпан Бейболова, заместитель генерального директора Международного Института современной политики, руководитель нового социального проекта с условным названием "Город Солнца", говорит, что пока таких населенных пунктов в нашей стране нет.
Но никто не мешает нам создать идеальный город, в котором забота о детях, как о будущем, стояла на первом месте. Не берусь судить, насколько эта идея утопична. Скепсис навеян Кампанеллой. Однако, почему бы нет?
Итак, проект с довольно смелым предложением - сделать города дружественными детям, находится в ЮНИСЕФ. Обсуждается. А мы тем временем можем спокойно поговорить о его сути. Честно говоря, меня удивила не идея, а отношение к ней: вдруг оказалось, что в хорошее плохо верится. Казалось бы, все желают своим детям всего самого лучшего, но откуда оно должно взяться, никто не знает. Точно люди прикипели к плохому, привыкли к среднему уровню. Отсюда и удивление: неужели при наличии такого количества проблем, таком уровне детской и материнской смертности, можно изменить структуру детства?
Зона ближайшего развития
Шолпан говорит, что на самом деле проект не собирается ничего менять. В него буквально не заложено строительство новых детских садов, родильных домов, школ и дворовых клубов. Но он поднимает проблему нехватки детской инфраструктуры в Казахстане. Дает четкое обоснование, почему в разных городах и селах должны быть срочно отремонтированы 134 школы, находящиеся в аварийном состоянии.
"Принцип проекта такой, - говорит Шолпан Бейболова, - мы разрабатываем некую схему, которая гарантирует ребенку счастливое детство. Главная идея - предоставить каждому ребенку равные возможности на обучение, здоровье, досуг. Программа передается в местные органы. Акиматы и сельсоветы в свою очередь анализируют положение вещей в закрепленном регионе и разрабатывают собственную программу. В ней должны быть учтены особенности данного жилого пункта, бюджет, первоочередные задачи и проблемы. Разработки должны по-новому посмотреть на детство, охватить многие аспекты жизни, начиная от услуг для беременных женщин и заканчивая молодежными организациями, которые должны быть на равных с другими организациями".
Когда в друзьях согласия нет
Вот, казалось бы, в стране существует республиканский фонд проблем здорового образа жизни, который призван учесть многие оздоровительные моменты. Кроме того, в каждом городе есть департамент образования, который отвечает за воспитание и обучение детей.
Департаменты здравоохранения вроде бы заботит здоровье женщин, по крайней мере, любой начальник выложит на стол с десяток программ по хорошему питанию, профилактике заболеваний у беременных, и прочих вопросах здоровья будущих мам. Однако проблема в том, что все благие начинания разных ведомств, именуемых смежными, мало пересекаются. Планы не скоординированы. "Например, если возьмем предшкольную подготовку, о которой сегодня много говорят в обществе, - рассказывает Шолпан, - в этой теме так много составляющих: бытовые условия в школах, организация полноценного питания детей, тестирование здоровья и психологической готовности малышей к школе, разработка новых образовательных программ, подготовка учителей для дошколят, обеспечение предшколой детей с ограниченными возможностями".
Забастовка только для родителей
На каждом этапе развития ребенка накопилось огромное количество нерешенных проблем. Их надо прописать. Причем, честно. Проект предполагает создание неких кругов: двор и его проблемы, микроучасток и его проблемы, район и его проблемы, город и его проблемы.
Только такая система может вскрыть все необходимое для детей и для создания города Солнца. Разработчики проекта говорят, что "рисовать круги жизни" должны не акиматовские работники, а сами жители. Только тогда в них будет включены то, что действительно необходимо детям. И уже сейчас понятно, что новый социальный проект не собирается играть по правилам, спущенным из Министерства образования. В отчетах Министерства с детством все обстоит прекрасно. Если верить документам - сто процентов детей охвачены образованием. Учителя - счастливы и довольны. А на деле?
Средняя зарплата учителя, например, в Актау, составляет 14 тысяч тенге, они живут впроголодь, преподавательский состав по республике устаревающий. В сельских школах до сих пор нет центральной канализации: дети пьют воду из ведра и кружки, привязанной на веревочку, туалеты - стоят на улице.
В городских школах проблемы "полегче", но их тоже надо решать. Например, на каждом шагу нарушаются права детей. Не удивительно, что ассоциации школьных общественных организаций взялась повысить правовую культуру родителей. Ожидается, что в четырех городах Казахстана пап и мам пригласят поучиться основам правоведения. Родители должны уметь отстаивать свои права, как участников образовательного процесса и права своих детей. Сегодня школа пытается навязать школьникам обязательное участие в уборке городских территорий. Немногие родители смогли защитить своих детей от несанкционированных субботников. Большинство же предпочитают не связываться с учителями, руководствуясь совковым мнением: "себе дороже". Самое неприятное, что действительно "выйдет плохое": стоит кому-нибудь из родителей высказать недовольство школой или пойти против мнения учителя, как крайним тут же окажется ребенок. В общем, в школе вокруг прав и обязанностей сложился порочный круг. Как его разорвать?
Нам нужен еще один Совет
Список проблем, мешающих каждому городу в отдельности стать дружественным ребенку, можно продолжить. Шолпан Бейболова уверена, что такие "развернутые планы работ" будут написаны. Однако сегодня такое время, что словами делу не поможешь. Всякий понимает, что для кардинальных решений нужны средства. Где их взять? Оказывается, можно на вполне легальной основе "заглянуть в бюджет" и найти там требующиеся средства. "Есть проблема, - говорят специалисты, - средства, заложенные в бюджет на год, используются на 50-60 процентов. Фонд налоговой культуры делал анализ бюджета города Алматы по социальным сферам, в который входили статьи расходов на здравоохранение, образование, социальную защиту населения. Было использовано только порядка 55-60 процентов. Где остальная половина денег? Их не украли, не отмыли и никуда не перебросили. Их просто не освоили. Кто объяснит, почему?".
Чтобы ответить на многие спорные вопросы Шолпан Бейболова предлагает создать коалицию НПО и госструктур, возможно, какой-нибудь Совет при правительстве. И, конечно же, срочно надо вводить такой институт как уполномоченный по правам детей.
Она говорит: "Несмотря на то, что решение о создании такового было прописано в законе о правах ребенка, чуть ли не в 2000 году, сама структура появилась только в 2006-м. По крайней мере, в январе был подписан указ о создании комитета по защите прав детей. Но опять-таки при Министерстве образования… Значит, он будет работать в рамках своих полномочий. А ведь есть еще и другие министерства: труда и соцзащиты, здравоохранения, МВД. На самом деле комитет по защите прав детей должен стоять над ними и не зависеть от них. Проект "Город дружественный ребенку" - сложный.
В него входят глобальные вещи, такие как строительство реабилитационных центров для детей-инвалидов, новых школ и детских садов, а также мелкие проблемы: установка специальных светофоров рядом со школами. И ясно одно - его пора запускать…".